Парциальная программа Край родной

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91
«Строитель» г. Улан-Удэ
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МАДОУ «ЦРР - Детский
сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ
________________ О. В. Киселевой
Приказ от «31» августа № 224

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КРАЙ РОДНОЙ»
(для детей дошкольного возраста 3-7(8) лет)

Составили:
Никитина Э. В.,
старший воспитатель;
Цырендашиева Ж. Ш.,
учитель бурятского языка

г. Улан-Удэ, 2023 г.

1

Пояснительная записка
В ЦРР организован целенаправленный и систематический процесс по ознакомлению
детей с культурными ценностями родного края на доступном для них уровне восприятия и
понимания, развития сознательности и стремления к творческой деятельности, реализации
преемственных и интегративных связей. Это способствует формированию у детей дошкольного
возраста отчетливых представлений о духовных ценностях, заинтересованного отношения к
изучению к истории своего края, освоению этно-художественных традиций, уважения
национальных культур.
Одной

из

основных задач

воспитания дошкольников

является

воспитание

у

дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки
региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем
потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для
интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей,
конкретных

традиций,

национальных,

географических

и

регионально-культурных

особенностей своей социальной среды.
Программа «Край родной» (далее Программа) помогает детям ощутить и сознать свою
принадлежность к своей малой Родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего
окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном,
материальном и морально-эстетическом плане.
Республика Бурятия имеет свои особенности исторического развития, специфические
черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом
человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Программа
позволяет организовать целенаправленный образовательный процесс в ЦРР по ознакомлению
детей с культурными ценностями родного края на доступных для дошкольников уровня
восприятия и понимания, развития сознательности и стремления к творческой деятельности,
реализации преемственных и интегративных связей. Программа способствует формированию у
детей отчетливых представлений о духовных ценностях, заинтересованного отношения к
изучению истории своего края, освоению традиций, уважению национальных культур.
Использование краеведческого материала в воспитательно-образовательном процессе в
детском саду играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
Цель Программы: приобщение детей дошкольного возраста к особенностям культуры и
быта Бурятии.

2

Задачи Программы:
1. Познакомить

детей

с

историко-культурными,

национальными,

географическими,

климатическими особенностями региона.
2. Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и
культурную самобытность различных групп населения.
3. Воспитывать у детей патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
4. Развивать у детей познавательные творческие способности посредством создания
развивающей среды, уголков родного края, творческих мастерских, мини-музеев.
5. Развивать любознательность, побуждать детей к активному самовыражению в практической
познавательной деятельности, стимулируя творческую активность.
6. Способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и
созидателя общественной жизни.

Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими
особенностями, учитываются при организации режима жизни, образовательной
деятельности, в ходе режимных моментов, системы физического воспитания
дошкольников, реализуются в различных образовательных областях с целью
приобщения детей к истокам народной культуры родного края. Это отражается при
отборе содержания материалов в области познавательно-речевого развития (природа
родного

края,

его

история

и

пр.)

и

художественно-эстетического

развития

(национальная народная и профессиональная авторская культура и пр.); выборе и
чтении художественных произведений. С учетом многонациональности Республики
Бурятия уделяется внимание этнокультурному компоненту через диалог различных
культур (русской, бурятской, эвенкийской и др.) – социально-личностное развитие.

Проектирование и организация педагогического процесса
Взаимодействие педагога и ребенка в данном образовательном процессе
предполагает грамотный отбор содержания и методов работы исходя из достижений и
трудностей дошкольников. Проектируя педагогический процесс по теме, важно
развивать эстетические чувства детей и расширять их представления о родном крае.
При проектировании содержания краеведческого образования детей педагоги
ориентируются на сквозные линии – представления о родном крае, ее жителях,
традициях, особенностях быта, природно-климатических условий.
Знакомство детей с культурными ценностями проводится на протяжении
нескольких встреч, что гораздо эффективнее традиционной методики закрепления в
ходе двух занятий.

3

Формы работы с детьми: просмотр компьютерной презентации, поддерживающий
визуальный ряд с помощью таких методов, как дидактическая сказка, образный этюд,
проблемное обсуждение, беседы, рассматривание картинок, экскурсии в музеи города,
сюжетно-ролевые игры в игровых центрах в ЦРР, посвященных растительному и
животному миру Бурятии, бурятской юрте, русской избе.
Реализация Программы требует развития профессиональной компетентности
педагогов

ЦРР,

способности

видеть

ребенка

и

оценивать

его

достижения,

проектировать и осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком в процессе
ознакомления с родным краем, создавать образовательное пространство для
взаимодействия педагога и детей, обеспечивать профессиональное самообразование,
ориентированное

на

повышение

культурологической

и

педагогической

компетентности.
Содержание

программы ориентировано на приобщение

детей

к истокам

традиционной культуры бурятского и русского народов, на развитие любознательности
как

основы

познавательной

активности

дошкольников,

на

становление

коммуникативных способностей, на формирование основ толерантного мышления.
Эффективность применения данной программы состоит в создании системы работы
на основе главных идей народной педагогики: празднично-игровой культуры,
искусства и общения.
Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания, развития и
обучения детей на идеях народной педагогики является тесное взаимодействие детей,
родительской

общественности

и

педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения.
Программа

является

образовательного

компилятивной

процесса),

парциальной

(объединяющей
(по

различные

отношению

к

разделы

комплексным

программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее
реализации).
Программа построена с учетом следующих принципов:
•

принципом научности, предполагающим отражение в данном материале

основных закономерностей развития общества, возможность усвоения знаний на
уровне

первоначальных,

дифференцированных

и

обобщенных

представлений,

стимулирование познавательного интереса детей к сфере традиционной народной
культуры, формирование основ научного мировоззрения;
4

•

принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научных знаний к

специфике

возрастных,

половых,

национальных,

этнических

особенностей

личностного развития детей дошкольного возраста;
•

принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие

детьми предлагаемого материала, на возможное его использование в качестве
аргументов в объяснении своих поступков, отношений, в сфере межличностного
взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов нравственно значимого и
одобряемого поведения;
•

принципом

последовательности

и

концентричности,

обеспечивающим

постепенное обогащение содержания различных сфер народной педагогики по темам,
разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне
формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам - к
обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание
окружающего мира в процессе их исторического развития;
•

принципом

интеграгивности,

предусматривающим

возможность

использования традиционной бурятской и русской культуры в разных разделах
воспитания (трудовом, художсствснно- эстетическом, физическом, экологическом и
т.д.)

и

видах

детской

деятельности

(познавательной,

речевой,

игровой,

театрализованной, изобразительной и др.);
•

принципом

культуросообразносги

и

регионализма,

обеспечивающим

становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа,
ближайшего

окружения,

на

познание

историко-географических

особенностей

социальной действительности своего региона;
•

принципом диалога культур, ориентирующим на понимание детьми временной

и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей,
взаимопроникновения и взаимодополняемости культур бурятского и русского народов.
Программа применяется для старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

5

Программа состоит из пяти блоков

в мире
искусства

край родной

декоративноприкладное
искусство

в мире игр и
развлечений

страна чудес сказка

Программа разработана в соответствии с историческими, краеведческими,
национальными и этническими особенностями региона.
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса
приобщения детей к традиционной народной культуре и способствует системному,
целенаправленному

блочно-тематическому

планированию

процесса

реализации

программы.
Конкретизация

задач

по

возрастным

группам

осуществляется

педагогом

самостоятельно в зависимости от показателей уровня развития детей и того
содержания, которое представлено в программе.
В связи с тем, что одним из главных направлений программы является
формирование эмоционально-ценностного отношения к традиционной народной
культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям:
познавательные сведения; развитие чувств, эмоций и отношений; становление
поведения.
Логика

изложения

материала

построена

в

соответствии

с

основными

закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей
и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями
отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных
дошкольного детства, видах деятельности.

6

для

Блок 1. Край родной
Тема
Мой край - Бурятия, Россия

Содержание
Знакомство с родным краем:
дети получают знания о природе и
животном мире края, о заповедных местах,
героическом прошлом родного города,
знакомятся с гербом и другими символами
города;
проведение исторического экскурса в
прошлое города (памятники, архитектуры)
Ознакомление с природой родного края.
Цель: учить детей чувствовать красоту
природы,
уметь
восхищаться
ею,
применять яркое художественное слово,
развитие языкового чутья.
Воспитание любви к своей семье,
родителям, братьям и сестрам, дедушкам и
бабушкам, уважительного отношения к
своему роду, предкам (составление
родословной).
Знакомство
с
мифологическими
представлениями бурятского и русского
народов.
Цель: обратить внимание детей на
поэтические
метафоры,
целостное
восприятие
окружающего
мира,
эмоциональную насыщенность, бережное,
благоговейное отношение наших предков
к природе, родной земле.
Материал: сказки, героический эпос
«Гэсэр»; пословицы «В своем краю как в
раю» (бурятская), «С родной земли –
умри, не сходи» (русская).

Природа родного края

Семья, народный фольклор

В мире сказаний, былин

Патриотическое воспитание нужно осуществлять в процессе:
•

развития у детей способности мыслить, самостоятельно делать выводы;

•

воспитания чувства уверенности в себе;

•

формирования социальных навыков;

•

ознакомления с детским садом и ближайшим к нему окружением;

•

краеведческой работы;

•

ознакомления дошкольников с историей культуры Бурятии и России.

7

Блок 2. В мире искусства
По залам музеев, игровых центров
Посещение музеев города Улан-Удэ, минимузеи детского сада;
Цель: приобщение к искусству, воспитание
у
ребенка
интереса
к
искусству,
эстетического отношения и эмоционального
восприятия
культурных
ценностей
историко-художественного значения;
посещение музеев природы Бурятии,
Художественного музея им. Ц. Сампилова.
На душе у писателя
Цель: формирование духовного мира
ребенка, развитие у него гуманистических
качеств.
Чтение книг Ц-Ж. Жимбиева, Ц-Д.
Дондокова, Г. Чимитова, Д. Жалсараева, Ш.
Нимбуева и др Задачи: воспитание
любознательности и интереса к жизни и
творчеству поэтов и писателей, к истории
своей «малой родины»
Народные праздники
Хэшэгэй найр (праздник Урожая),
Сагаалган (Праздник Белого месяца),
летний праздник Сурхарбан.
В студии художника
Развитие художественно-творческих
способностей

В ЦРР осуществляется комплексное использование всех жанров изобразительного
искусства и закрепление их в самостоятельной деятельности детей.
В системе культурных ценностей, формирующих национальное самосознание и
духовно-нравственный потенциал, значительная роль отводится музейной педагогике.
Большое

значение

в

духовно-нравственном

и

художественно-

эстетическом

воспитании дошкольников играет музейная педагогика, функционирующая в детском
саду.
Имеются следующие игровые центры:
•

растительный мир Бурятии;

•

животный мир Бурятии;

•

бурятская юрта;

•

русская изба.

Образовательная деятельность осуществляется в ходе проведения экскурсий по
мини-музеям (рассматривание экспонатов музея, беседа, наглядное восприятие,
своеобразный диалог с культурным наследием). Это специально оборудованные
«бурятская юрта», «русская изба», где дети особенно любят играть и проводить время.
Значение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

8

огромно. Ближайшая среда - народные игрушки, предметы быта, старинная утварь, их
внешний облик - все это формирует адекватное отношение к миру вещей, труду
взрослых, формирует этику общения со сверстниками и взрослыми. Создание такой
комфортной среды - одно из направлений деятельности детского сада, сочетающееся с
педагогической работой с детьми по музейной педагогике.
Эстетическая среда музея, аура интерьера и его архитектура создают предпосылки
для душевного комфорта ребенка, развития его самодостаточности и компетентности.
Художественно-эстетический опыт дошкольника еще мал и несовершенен, а интерес к
экспонатам имеет утилитарно-бытовой оттенок, поэтому педагоги постепенно и
бережно подводят ребенка к восприятию музейных «предметов красоты», и не только
их сюжетно-смысловых достоинств, а, главное, художественно-образных: богатству
цвета и колорита, узора и орнаментики, формы и пластики, достоинств и разнообразия
композиционных построений. Дети одинаково эмоционально воспринимают картины
не только знаменитых художников прошлого и настоящего России, но и местных
художников, представляющих искусство Бурятии.
Особое место в жизни дошкольников занимают народные праздники, ибо они
объединяют в себе почти все элементы нравственного воспитания: песню, игру, сказку,
загадку, художественную деятельность. Они связаны с трудовой деятельностью
человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и
датами.
Основным

принципом

народной

педагогики

является

обязательное

раннее

включение ребенка в различные виды деятельности вместе с взрослыми (трудовую,
празднично-игровую и другие).
•

Приобщение к творчеству народных поэтов и писателей начинается в дошкольном

возрасте, когда закладываются основы личности. Рассказы и стихи обращаются
одновременно к чувствам, воображению и мыслям ребенка, помогая ему освоить
богатый нравственный опыт народа. Погружение в многообразный мир культурного
наследия поэтов и писателей формирует духовный мир ребенка,

способствует

развитию у него гуманистических качеств, приобщает к истокам народной культуры.
Блок 3. Народное декоративно-прикладное искусство (этапы)
Ознакомление детей с национальным декоративно-прикладным искусством, с
понятием «орнамент», с историей бурятского орнамента.
Рассматривание образцов бурятского орнаментального искусства через знакомство с
изделиями народных мастеров и умельцев. беседы с детьми об орнаментальном
творчестве бурят и русских, ознакомление с рисунками, аппликациями, вышивками,
выполненными по мотивам бурятского орнамента
9

Последовательная работа по использованию элементов бурятского орнамента в
декоративных композициях на занятиях по изобразительной деятельности и в
самостоятельной деятельности
Использование фольклорных произведений, записей народных мелодий, наглядных
дидактических средств (рисунки, диафильмы, альбомы, слайды, книжные иллюстрации
и т.д.) в повседневной жизни детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения
В процессе ознакомления с народным искусством необходимо научить детей
понимать и чувствовать художественные образы, помочь усвоить первые эстетические
представления

и

отношения,

приобрести

элементарные

прикладные

навыки

традиционного художественного творчества.
При создании благоприятных условий и последовательной работы педагогов, в
процессе деятельности (декоративная роспись, аппликация, чеканка, работа с подручным материалом и т.д.), дети овладевают элементарными методами и приемами
данного искусства, совершенствуются визуальные, тактильные, кинестетические виды
восприятия, развивается крупная и мелкая моторика руки, координация движений,
самоконтроль, самоорганизация и элементарные практические навыки. Практика
показывает, что организованные занятия с детьми, основанные на

материале

народного искусства, способствуют эффективному развитию психических процессов:
восприятия, мышления, воображения, речи, памяти.
Если

рассматривать

народное

искусство

Бурятии

в

контексте

целостной

национальной культуры, вбирающей в себя все общечеловеческие ценности (гуманизм,
оптимизм, мудрость, стремление к совершенству), то в образах искусства русского и
бурятского народов важно раскрыть самобытность традиций, обычаев, быта, эстетических и этических идеалов.
С дошкольного возраста целесообразно подходить к ознакомлению с народным
искусством

Бурятии

на

сравнительной

основе,

применяя

при

этом

разные

дидактические методы и приемы, на занятиях и в совместной деятельности - чаще
применять игровые, сюрпризные моменты (например, приход к детям смышленого и
веселого Будамшу, неунывающего Петрушки или поездка в гости к мудрой бабушке
Сэсэгме). Очень эффективны проблемные ситуации, где ребенок находится в ситуации
нравственного выбора. Результативными являются эвристические беседы, в которых
ребенок находится в позиции открывателя нового и необычного для себя.
Большое место в программе занимает работа педагога по ознакомлению
дошкольников с орнаментальным искусством. Бурятский орнамент имеет свои
характерные особенности (форму, цветовую гамму, различное композиционное
решение).
10

Блок 4. В мире игр и развлечений
Бурятская игра «Слепая баба»
Игры «Шагай», «Хонгордоолго», «Таалсалга» и др.
Игра «Рукавицу гнать» (Бээлэй тууха), «Волк и ягнята»,
Игра «Ястреб и утки»
национальные бытовые игры, соревновательные, массовые народные игры,
танцы, игры с предметами и без предметов
Игровые сюжеты и народные виды спорта являются важным фактором в
воспитании личностных черт, как умение дружить, быть мужественным, выносливым,
ответственным. Во время бытовых, спортивных игр выявлялись черты характера
человека: сноровка, чувство юмора, нравственные, физические качества человека.
Произведения

устного

народного

творчества

(эпосы,

улигеры,

сказки),

способствуют совершенствованию у детей физических качеств, двигательных умений
и навыков, развитию сенсорных способностей, воли к победе.
Игры «шагай» - бабки имеют более десятка разновидностей:
•

«Хонхо, бухэ туулга» - собирание костяшек, упавших спиной и на спину;

•

«Таалсалга» - отгадывание;

•

«Мори урилдаан» - «конные скачки»;

•

«Хумпараа» - подкидывание тремя костяшками - бабками;

•

«НяЬалалга» - щелканье;

•

«Хорёо барилга» - постройка оград для скота;

•

«Хонгордоолго» - подкидывание;

•

«Табаршаалга» - от слова «табан» - пять, подкидывание и ловля бабок одной

рукой на весу; «Шуурээлгэ» ~ хватание бабок горстью;
•

«Харбапга» - метание бабки (лодыжки) в бабку;

•

«Дурбэн бэрхэ» - четыре молодца;

•

«Ёрхо харбапга» - стрельба из костяной стрелы «ёрхо».

Эту увлекательную и полезную игру можно проводить в различные режимные
моменты: в утренний отрезок времени, после дневного сна, в вечернее время, во время
прогулки. В групповой комнате для организации данных игр детей оборудованы
необходимыми игровыми атрибутами.
К игре детей нужно приобщать. От содержательности игр зависит успех передачи
культуры, быта, традиций того или иного народа. Для народных подвижных игр
характерно нравственно-ценностное содержание. Кроме того, проведение подвижных
игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением
свободы.
11

Различные по содержанию игры позволяют проследить разнообразие подходов к
поиску путей гармоничного развития детей. Играм типа «Ястреб и утки» присущ
творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и

точном

соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют
свои умственные и физические силы, при этом выбираются способы, обеспечивающие
результативность игровых действий, которые развивают психические процессы,
осуществляют сенсорное развитие, формируют психосоматическую и эмоциональную
сферы, развивают механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей
игры, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную
мускулатуру, а это способствует выбросу эндерфинов, обеспечивающих улучшение
общего состояния и жизнедеятельности организма. В играх типа «Жмурки», «Шагай»
совершенствуются анализаторные системы.
В любой народной игре с элементами соревновательности требуется правильное
педагогическое руководство, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый
ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками
(лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.). Объективная оценка достижения
ребенка по отношению к нему самому.
Народные игры являются одним из условий развития субкультуры ребенка. В них
он осмысливает и познает окружающий мир, развивается его интеллект, фантазия,
воображение, формируются социальные качества. Игры всегда являются творческой
деятельностью, в которых реализуется естественная потребность в движениях,
необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает
окружающий мир, но и преображает его. Умение импровизировать, выразительно и
эмоционально рассказывать, шутить, петь, танцевать, развивается и совершенствуется
именно в ходе различных игр.
В педагогической науке народные игры рассматриваются как важнейшее средство
всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл народных игр в их полноценной
роли в физической и духовной жизни, которая существует в истории и культуре
каждого народа. Народную игру можно назвать важнейшим воспитательным
институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей,
так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

12

Блок 5. Страна чудес - сказка
Сказки (улигеры)
Сказки «Ухаатай эхэнэр» («Умная женщина»), «Шадамар хугтэн» («Ловкая старушка»),
«Сэсэн хаанай бэри - угытэй хунэй басаган» («Дочь бедняка - невестка мудрого хана»)
воспитывают у детей уважение к женщине - матери, восхищение силой, мужеством
мужчин - в сказках «Аргага хушэтэ хоёр» («Силач и ловкач»), «Хусэ-тэй абааштай
хоёр» («Сильный и сметливый»), «Холшор хубуун» («Шутник - парень»). Любимым
сказочным персонажем для детей и взрослых является Будамшу из сказок «Проделки
Будамшу», «Будамшу и поп», всегда защищающий слабых и обездоленных
Воспеваются образцы этического поведения, нравственные идеалы. Это сказки
«Хитрый Будамшу», «У старости мудрость», «Мышь и верблюд», «Две мыши»,
«Девица Хонхинуур и лисица». Из русских народных сказок - «Снегурочка», «Лиса и
кувшин», «Заяц- хвастун» и т.д. (театрализация, обыгрывание сказок)
Загадки, пословицы, скороговорки, зазывалки, заклички, «Барбаадай», «Табан хурган»,
«Дуужэн - Даажан», «Сагаан дали»
Сочинение сказок самими детьми, моделирование сказки, менять начало и конец,
интерпретировать содержание сказки по-своему усмотрению
Приглашение в бурятскую юрту к бабушке Сэсэг, дети могут прийти на встречу с
улигершином в музыкальную гостиную, или подготовить драматизацию сказки с
помощью кукол бибабо в русской избе.
Важным компонентом народной педагогики является сказка. Она также носит
конкретно-исторический характер. После колыбельных песен наиболее интересным
материалом для ребенка становится сказка.
Своим содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, призывает бороться за
справедливость, добро, гуманизм. В ней достаточно ярко выражаются нравственные
нормы и принципы, эстетические идеалы. В сказках также воспевается скромность,
трудолюбие, уважение к старшим, забота о престарелых людях. В сатирических
сказках бурятский и русский народ высмеивает безделье, желание легко получить
жизненные блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и
дружба. Очень красив язык сказок (улигеров): он певуч и поэтичен, содержит
множество метафор, эпитетов и сравнений, которые очень нравятся детям.
Сочетание сказки с разными видами искусства комплексно воздействуют на
чувства и эмоции ребенка. Этому способствует использование игровых и сюрпризных
моментов, прием сравнения сказок и легенд бурятского и русского народов.
Важный момент в реализации данного блока - это сопоставление знаний детей с их
практическим поведением. Наблюдения педагогов и родителей говорят о том, что
ребенок часто знает правила нравственного поведения, но не всегда поступает
соответственно им. Это происходит потому, что у детей нет определенного
жизненного опыта, не закреплены положительные привычки, недостаточно

13

сформировано сознание. Поэтому педагогам стремятся к тому, чтобы дети, знакомясь
со сказками, обсуждая поступки героев, усваивая нравственные нормы и правила
поведения, постоянно подкрепляли их на практике. Для этого, необходимо создать
различные педагогические ситуации, чтобы ставить детей в ситуацию морального
выбора между плохим и хорошим поступком, злым и добрым качеством человека.
Любое положительное проявление личностных качеств детей не должно оставаться
незамеченным и необходимо своевременно поощрять, поддерживать и развивать.
Методику работы по сказкам можно строить следующим образом: чтение,
рассказывание, инсценирование, драматизация, занятия- путешествия в сказку, игрыэкскурсии в сказку, моделирование сказок, игры-придумки, игры-фантазирования,
комбинированные,

комплексные

и

интегрированные

занятия

(ознакомление

с

окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание,
формирование элементарных математических представлений) и т.д. Наиболее
эффективно проводить работу со сказками в свободное от занятий время, в форме
совместной деятельности педагога и детей
При создании развивающей среды для детей учитывались следующие принципы:


приоритетность регионального наследия;



диалогичность;



развитие ребенка в деятельности;



опора на эмоционально- чувственную среду ребенка.

С учетом физиологических особенностей детей был отобран наиболее актуальный
для каждого возраста материал. Так, если в младшей и средней группе представлены
альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашей станицы», «Наш
детский сад»), то в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности
и памятники города»,
«Эвенки» и др.).
Созданная развивающая среда способствует обогащению детских представлений,
развитию детской фантазии и инициативы, которые позитивно отражаются на
перспективах развития ребенка.
Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в
содержании работы детского сада в том, что в этот процесс включены и дети, и
педагоги, и родители. Большими помощниками в проведении всей работы в данном
направлении являются родители.
Родители- активные участники образовательного процесса в ЦРР.
Таким образом, работа педагогического коллектива, проводимая в системе,
помогает понять и осознать величие нашей малой родины, почувствовать себя
частичкой народов Бурятии, его гражданственности и патриотизма.
14

Комплексно-тематический план работы по программе «Край родной»
Блок 1. Край родной
Цикл

СЕНТЯБРЬ

Мой край- Бурятия, Россия Природа родного края
Тема: «Родная сторона Бурятия моя»
Цель:
Формировать
представление о республике, в
которой мы живем; о родном
крае;
о
национальностях,
живущих в Бурятии (буряты,
русские, эвенки), о традиционных праздниках, обычаях,
обрядах.
Учить
подбирать
однокоренные слова к слову
«Родина» (родной, родимый,
родня, родители, родить).
Воспитывать
интерес
к
родному краю, желание больше
узнать о нем.Учить правилам
цивилизованного общения в
разговоре с другим человеком
(выслушивать не перебивая,
использовать вежливые формы
обращения).

Тема: «Откуда хлеб пришел»
Цель:
Проследить
логическую
цепочку
выращивания хлеба: сев,
уборка, обработка зерна,
выпечка хлеба. Показать
значимость
труда
хлебороба.
Познакомить
с
народными традициями,
пословицами,
поговорками,
связанными с хлебом.
Объяснить
смысл
пословицы «Хлеб - всему
голова».

Народный
фольклор

В мире сказаний, былин

Тема: «Осенних
дней очарованье»
Цель: Заучивание
бурятских
народных
пословиц, поговорок, песен об
осени,
хлебе,
труде.
Развивать память,
воображение,
воспитывать
любовь к
бурятскому
народному
фольклору.

Тема: «Таежная, озерная, степная...»
Игра-занятие, включающее в себя чтение стихов о
Бурятии, пение песен, пословиц о Родине..
Формировать представление детей о Родине,
родном крае.
Воспитывать интерес к традициям, обычаям,
обрядам бурятского и русского народов.

15

ОКТЯБРЬ

Тема: «От юрты к избе»
Экскурсия
в
«бурятскую
юрту» и «русскую избу».
Цель: Познакомить детей с
внутренним убранством юрты,
сравнить с убранством избы, с
предметами быта бурят и русских
В форме беседы помочь детям
понять, что дом - это место, где
живут люди, и нужно заботиться
и беречь его. Упражнять в
подборе к слову «Дом» различных определений.
Воспитывать
желание
украшать свой дом. оберегать
покой близких людей

Тема: «Золотое руно»
Цель: Познакомить детей
с этапами получения
овечьей
шерсти,
ее
дальнейшей обработкой.
Познакомить
с
народными приметами и
обычаями при сборе
шерсти,
с
новыми
поговорками,
пословицами, о труде.
Поиграть в игру «Волк,
овцы и ягнята».
Дать доступные сведения
о состоянии и развитии
скотоводства в Бурятии.

Тема: «От загадки
к загадке»
Викторина с
использованием
бурятских
загадок, кроссвордов об осеннем
урожае, о
старинных
орудиях труда и
предметах быта
бурятского.
русского народов.
Цель: развивать
память,
фантазию,
воображение.
Воспитывать
желание
участвовать
в
коллективной
игре

16

Тема: Новые встречи - «Гэсэр» (чтение отрывков
из 1 главы)
Цель: Познакомить детей с героическим эпосом
«Гэсэр», былинным образом - Гэсэр Батором.
Учить слушать и понимать события, описанные в
сказании.
Познакомить с понятием «эпос», его значением
для бурятского народа. Познакомить с отдельными
словами и ввести их в активный словарь детей.
Воспитывать интерес к эпосу «Гэсэр».

Ноябрь

Тема: «Встречи у
юрты»
Конкурс детских
рассказов.
Цель:
пополнять
активный словарь
детей названиями
предметов быта и
одежды
(юрта,
очаг, унты, ичиги,
валенки,
пиала,
ковш, дымоход и
т.д.).
Упражнять детей в
составлении описательных рассказов
по
картине,
иллюстрациям,
использовать
в
рассказе народные
пословицы
и
поговорки,
образные
выражения.

Тема: «Наша осень, правда
золотая, как ее иначе назову...»
Интегрированное
занятие
(ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная
деятельность).
Цель: закрепление знаний и
представлений об осенних
изменениях в природе Бурятии, региональных особенностях, народных приметах,
праздниках.
Воспитывать желание и интерес
к
словотворчеству,
изобразительной деятельности, чувство привязанности и
бережного отношения к природе
родного
края.
Познакомить детей с бурятским праздником урожая
«Хэшэгэй найр».
Рассказать об особенностях
его празднования.

Тема: «Труд красит человека»
Цель:
Повторение
пословиц и поговорок о
труде
и
мастерстве
бурятского
народа,
загадывание загадок об
орудиях труда и быте
бурят.
Дидактическая
игра: «Кому что нужно
для работы?»
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
с
традиционным бытом и
трудом бурятского народа.

17

Тема: «Знакомство с былиной «Алтай Шагай
мэргэн»
Цель: Познакомить детей с содержанием былины,
ее героями, рассказать о бесстрашии батора и
трусости врага.
Разбор слов: «сумбэр», «бурхан», «арбин».
Моделирование
жизненных
ситуаций,
где
проявляются черты смелого и трусливого человека.
Дискуссия с детьми. Воспитывать интерес к былинам и сказаниям бурятского народа.

Декабрь

Тема: «Поэзия бурятского Тема:
«Зимушка- Тема: «Пословица не мимо Тема: «Герои-богатыри»
народного костюма»
хрусталь- ная»
молвится»
Цель: Продолжать знахомить детей с былинными
Цель:
Рассказать
оЭкскурсия в соседний Цель:
Продолжать героями бурятского народа. Чтение былины
бурятском
народном парк.
Цель: знакомить
детей
с «Богатырь Убугун». Учить слушать и понимать
костюме,
его Рассматривание
мо- бурятскими
народными содержание былин. Объяснить смысл слов «свита,
разновидностях, назначении.розных узоров на ветках пословицами,
пого- сабля, харчи». Воспитывать интерес к бурятским
Показать
отличие
отдеревьев,
первых ворками, показать отличие былинам как виду бурятских народных сказаний.
русского
народного снежинок. Знакомство с пословицы от поговорки. Составление
коллективного
группового
костюма.
их видами (звездочка, Конкурс детей и родителей коллажа
ежик, «Кто больше знает пословиц «Герои - богатыри».
Познакомить с названиями, иголочка,
элементами
национальной столбик).
и поговорок».
одежды; вести в словарь Нарисовать на снегу
детей слова: «дэгэл, малгай, детали орнаментов к
унты, ичиги, бээдэй» и т.д. национальной
одежде
Воспитывать
интерес
кбурят
и
русских.
истории
происхожденияЗнакомство
с
бурятского
народного бурятскими и русскими
костюма.
Показать народными приметами,
материалы для изготовления пословицами, поговородежды (шелк, бархат, кожа, ками,
отгадывание
далемба и т. д.
загадок, пение песенки
Составить с детьми
«Как
на
тоненький
примерные модели
ледок». Упражнять в
национальной одежды,
подборе
определений,
украсить их, обыграть.
сравнений, антонимов,
синонимов,
характеризующих
признаки зимы.
Учить подбирать слова,
близкие по смыслу к
заданным словам.

18

Январь

Тема: «Сагаалган»
Цель: Познакомить детей
с бурятским народным
праздником, с обычаями и
традициями
его
празднования.
Познакомить
детей
с
национальными блюдами.
Приготовить с детьми
«боозы» и постряпать
«боовы».
Поиграть в национальные
игры «Медвежий танец»,
«Шагай». «Малгайшаха»,
«Слепая баба», «Волк и
ягнята», «Рукавицу гнать»
и т.д.
Воспитывать интерес и
желание участвовать в
народных праздниках.

Тема: Игра - КВН
«Проказы
матушки
зимы»
Цель:
средствами
развивающих
игр,
логических
заданий,
кроссвордов и ребусов
закрепить знания детей
о сезонных изменениях
в зимний период.
Оформить
зимний
календарь
природы,
картинну,
Вспомнить
народные
приметы,
пословицы, поговорки,
загадки, игры, стихи
бурятских поэтов о
зиме.

Тема: «К нам гост пришли»
Цель:
Разучивапие
закличек, отгадывание
народных загадок о
зиме.
Слушание народных
песен в грамзаписи,
подготовка
к
театрализованному
представлению
«Зимний наадан», рисование
декораций,
пригласительных
билетов
и
других
праздничных
атрибутов.
Разучивание бурятской
народной
игры
«Горшки»,
русской
народной игры «Подушечка».
Выступление
фольклорного
ансамбля детского сада
«Ладушки».

19

Тема: «По страницам истории (Гэсэриада)»
Цель: Продолжать знакомить детей с эпосом «Гэсэр»,
учить слушать и эмоционально воспринимать содержание прочитанного. Познакомить детей со словами
«хан, властелин, племена». Показать образ Эхэ-Юурэн,
Манзан-Гурмэ, Маяс-Хара тоодэй, Эхэ-Бурхан.
Воспитывать желапие быть похожими на богатырей,
защищающих
людей,
храбрых,
сильных
и
справедливых.

Февраль

Тема: «Как это было»
Цель:
Продолжать
знакомить детей с историей бурятского народа.
Слушание
гимна
Республики
Бурятия
«Таежная,
озерная,
степная...». Познакомить с
пиктографией
(наскальными рисунками) - дать
понятие о том, как раньше
жили буряты, чем они
занимались.
Чтение бурятских легенд
о зарождении земли, о
возникновении людей и
животных.
Воспитывать интерес к
истории народа, желание
интересоваться прошлым
людей.

Тема: «Лесные
истории» Цель:
Рассматривание зимних
деревьев; наблюдение
за березой, сосной,
елью, ветками кедра.
Восприятие
образа
русской
березы
и
могучего
кедра
в
творчестве писателей и
поэтов Бурятии.

Рисование деревьев и
кустарников
зимой,
создание коллективной
работы «Наш участок
зимой» (акварель).

Тема: «Знакомство с
бурятским народным
танцем «Ехор»
Цель:
Познакомить
детей с бурятским
народным
танцем
«Ехор».
Разучивание
танцевальных
движений «Ехора».
Вызвать желание и
интерес
к
самостоятельному
исполнению танца.
Рассматривание
иллюстраций о «зимнем
Наадане». Организация
и проведение бурятских
народных игр «Шапку
гони», «Ловля тарбаганов».
Подготовка к празднику
- «Наадан».

20

Тема: «В музыкальной гостиной»
Цель: Познакомить детей с хууршином (музыкантом,
играющим на хууре). Показать народный инструмент
«хуур», рассказать о легендах, связанных с ним,
попробовать с детьми извлечь из него музыкальные
звуки.

Послушать в исполнении улигершипа легенды и песни
бурятского народа. Формировать эмоциональное
восприятие детей, позитивное отношение к забытому
прошлому, желание возрождать
и обогащать
культурное наследие народа.

Март

Тема:
«Посиделки
в
юрте»
Цель:
Продолжать
расширять
знания
о
традиционных
посиделках и играх в просторной юрте с целью
знакомства и дальнейших
дружеских
отношений
людей.
Обогащать
словарь детей образными
выражениями,
почерпнутыми
из
пословиц,
поговорок,
хороводных напевов, игр.
Развивать
творческое
воображение, слуховое
внимание,
интерес
к
работе
с
тканью,
чеканкой по железу.
Воспитывать
уважительное отношение
к
взрослым
людям.
Ценить такие человеческие
качества
как
доброта, гостеприимство,
щедрость.

Тема: «Веснавесняночка»
Серия наблюдений за
сезонными
изменениями в живой и
неживой природе.
Проведение опытов и
элементарного
экспериментирования в
уголке природы.
Продолжать знакомить
детей с народными
приметами в весенний
период времени.

Тема:
«Весенние
радости - наадан».
Це;1ь:
Продолжать
расширять знания детей
о весенних играх, об
увеселениях молодежи
в это время года, о
самобытности
и
социальной мудрости
этого
праздника.
Разучивание бурятских
и русских народных
игр:
«Медвежья
пляска»,
«Игры
в
лодыжки»,
«Колдуй
баба, колдуй дед», «Ягшаа
наадан»,
«Тоорсэглоо»,
«Горшоогшоохо».
Заучивание закличек.дразнилок, загадок о
весне.
Продолжать
развивать интерес к
народному фольклору.

21

Тема: «Огни Гэсэра»
Цель: Продолжать знакомить детей с эпосом «Гэсэр»,
своеобразием, красочностью и колоритом языка
бурятского народа, активизировать и обогащать
словарь детей. Импровизация эпоса «Гэ- сэр»
Изготовление атрибутов: меча, сабли, коня, шапки,
рисование масок. Привлечение родителей к общей
работе.

Апрель

Тема: «Сурхарбаан праздник спорта»
Цель:
Дать
детям
доступные знания о
летнем
празднике
«Сурхарбаане», как о
празднике
спорта
(стрельба из лука, национальная
борьба,
конные скачки - «Эрын
гурбан наадан»).
Познакомить
с
народными традициями
и обычаями встречи
Сурхарбаана.
Проведение спортивных игр с
летьми:
борьба,
стрельба
из
лука,
перетягивание канатов,
скачки и др.
Разучить с детьми
ритуальный
«Танец
орла».

Тема:
«Матушкавесна в гости к нам
пришла»
Цель: Наблюдение и
элементарный труд в
огороде, на участке.
Наблюдение
за
пробуждением живой
природы. Рассказ воспитателя о «трех»
веснах.
Сочинение
загадок
на
тему
весны. Элементарное
экспериментирование
на участке и в уголке
природы.
Развивать
разговорную
речь,
интонационную
выразительность,
умение пользоваться
образными словами,
эпитетами, меткими
выражениями.
Учить
находить
общее и отличное в
природе, уметь сравнивать.

Тема:
«Бурятские
палевы»
Цель: знакомство с
народными песнями,
обратить внимание
детей на своеобразие
исполнения бурятских
песен
(мелодичность,
напевность,
плавность).
Прослушивание
народных песен в
грамзаписи и в живом
исполнении
(приглашение
артистов кукольного
театра «Ульгэр»).
Беседа с артистами
театра
за
праздничным
чаепитием.
Вручение подарков поделок,
изготовленных
руками
детей,
воспитателей и родителей.

22

Тема: «Преданья старины глубокой»
Цель: продолжать знакомить детей с традиционной
культурой бурятского народа, развивать разговорную речь средствами народного фольклора, формировать чувство привязанности к родному краю,
уважительное отношение к старшим людям.

Май

Тема: «История родаплемени»
Цель: знакомство детей
с родовым древом,
сказаниями
и
преданиями,
связанными с различными
родами и племенами.
Поупражнять детей в
знании своей родословной (перечисление
своих
предков
по
восходящей
и
нисходящей
линии,
начиная с прародителя
бурятских
племен
«Буха-нойона»).

Тема: «Природа
вокруг нас»
Цель:
обобщить
представление детей
о природе своего края
Бурятии,
продолжать
знакомить
с
Красной
книгой Бурятии.
Закрепить и уточнить
знания
детей
о
целебных травах; ягодах.

Тема: Музыкальное
развлечение «Шире
круг»
Цель: помочь детям
вспомнить
и
исполнить народные
бурятские
песни,
народные игры и
хороводы.
Провести
конкурс
пословиц
и
поговорок, загадок и
примет.

23

Тема: «Сказки бабушки Сэсэгмы»
Цель: развивать интерес к бурятским сказаниям, к
стилю их написания. Обогащать и пополнять
словарь детей словами, фразами, эпитетами, обозначающие весенние традиции

ЯНВАРЬ

БЛОК 2 «В МИРЕ ИСКУССТВА»

Картина «Богатыри» А.
Сахаровской.
Обратить внимание детей на мужественный
вид, осанку и выправку
богатырей.
Углубить представления
о богатырских доспехах
(латы, кольчуга, булатный нагрудник, мяч, палица, лук. стрелы, щит,
нож).
Развивать
эмоциональное
восприятие
детей.
Воспитывать в детях
храбрость и бесстрашие,
желание быть сильным и
справедливым.
Предложить детям изобразить богатырей в рисунках или в лепке.

Произведения
А.
Пушкина
«Идет
волшебница зима», Ч.
Намжилова «Пришла
зима».
Чтение
стихотворений:
И.
Бунин. «На окне серебристом от инея...»,
П.
Вяземский.
«Первый снег».
Слушание
альбома
П.И.
Чайковского
«Времена года. Зима».

Поиграть в народные
игры, дать возможность всем детям
поучаствовать
в
театрализованном
представлении,
в
рождественских
колядках.
«Встреча друзей в
рождество».
Выступление
детского
ансамбля
«Веселые
нотки»
совместно
с
родителями и педагогами ЦРР.
Создать
эмоционально насыщенную
праздничную атмосферу,
желание
играть,
петь
и
танцевать в кругу
сверстников
и
родителей.

24

Обогащение словаря: натюрморт.
Тема: Учимся рисовать. «Кувшин и яблоко»
Цель: Познакомить детей с техникой рисования
натюрморта. Предложить образец. Показать
последовательность
выполнения
натюрморта:
рисование начинается с самых крупных предметов,
определить
композиционное
расположение
предметов на плоскости лист бумаги. Воспитывать
интерес к рисованию, эстетическое восприятие
различных предметов.

ФЕВРАЛЬ

1

2
и
несправедливостью.
В.Васнецов «Витязь на
распутье»,
К.Васильев
«Бой со змеей». Воспитывать чувство гордости
за мужество и отвагу бурятского и русского народов. Предложить детям
пофантазировать на тему:
«Если бы я был богатырем», придумать разные истории и интересные ситуации, где бы дети могли проявить смелость, отвагу и справедливость.

3
Провести
игрусостязание «Дууандалдаан» (состязание на
лучшее исполнение песен), игра «Сэсэ буляалдан» (конкурс острословов на лучшее знание загадок, пословиц и поговорок).

4
Встреча нового года
по
буддийскому
календарю
песнями,
танцами,
приготовлением
национальных блюд.
Состязания детей в
юролах
благопожеланиях,
пословицах
и
поговорках.

25

5
индивидуальные и характерные черты человеческого
лица, внешнего вида и т. д.
Обогащение словаря: портрет, автопортрет.
Тема: Учимся рисовать. «Портрет друга»
Цель: Учить детей выполнять работу графически и в
цвете.
Определять в рисунке симметрию, правильное
расположение частей
лица,
внешнего
вида,
пользоваться цветом.
Воспитывать интерес к рисованию своего друга,
желание нарисовать его красивым и добрым.

Март

Тема: «Образ женщиныматери» в произведениях
художников Бурятии и
России
Цель: Познакомить детей
с работами русских художников В. Сурикова.
А. Васнецова и художников Бурятии (А. Окладников. «Портрет женщины», Е. Неволина. «Русские
женщины»).
Показать, как мудро и
проникновенно раскрыли

Тема: «Чудеса весны»
Цель:
Формировать
представления детей об
образе
весны
в
произведениях
писателей,
раскрыть
красоту
пробуждения
природы после зимней
спячки.
Использовать
произведения бурятских
и русских писателей: С
Аксаков. «Пробуждение
природы», Э. Шим.
«Весна».
Слушание
альбома П.И.

Тема:
«Весенние
напевы
в
родном
краю». Праздник весеннего
равноденствия.
Цель:
Вызвать
желание петь песни,
водить хороводы, участвовать в народных
играх (бурятских и
русских).
Учить
детей
согласовывать
движения со словами.
Развивать интерес к
проведению праздника
в
соответствии
с
народными
традициями.
Выступление ансамбля
«Ладушки» ЦРР и
студенческой

26

Тема: В гостях у художника. «Художественная
мозаика». Заключительная игра Цель: закрепить и
повторить пройденный материал, уточнить знания
детей о жанрах изобразительного искусства: пейзаж,
портрет, натюрморт, выявить знания детей о
творчестве бурятских и русских художников,
изображающих природу, портреты, натюрморгы.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей
жизни средствами изобразительного искусства.

АПРЕЛЬ

Продолжать учить видеть и замечать настроение картины, ее выразительные
средства.
Воспитывать интерес к
различным жанрам искусства, привязанность и
бережное отношение к
природе родного края.

Развивать
память, . Игра «Утки и ястреб».
образную
речь,
интонационную
выразительность, силу
голоса.
Воспитывать интерес к
творчеству поэтов и их
произведениям, любовь
к
родной
природе.
Коллективная
работа
«Весеннее настроение»
из
различных
подручных материалов
(гуашь,
акварель,
фломастеры,
карандаши).
Оформление
уголка
природы.

27

Учить располагать изображаемых героев на всем
листе
бумаги,
пользоваться
двухплановым
изображением, правильно использовать цветовые
гаммы.
Развивать воображение, фантазию. Формировать
умение показать в рисунке события эпизода
законченно.
Воспитывать желание передавать в рисунке настроение героев.

Тема:
Литературная
гостиная «Встречи с
бабушкой Сэсэгмой».
Литературная
викторина по знакомым
детским произведениям.
Цель: конкурс чтения и
рассказывания
любимых бурятских и
русских
народных
сказок, легенд.

Тема:
«Весенний
наадан»
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
с
народными обычаями и
традициями
бурят.
Поиграть с детьми в
бурятские
народные
игры
«Ловля
тарбаганов», «Табун»,
«Игра в лодыжки».
Организовать
спортивные
игры:
«Перетягивание
канатов», «Стрельба из
лука»,
«Шахматы»,
«Шагай».

Тема: Бурятское народное творчество в декоративноприкладном искусстве. «В мастерской у народных
мастеров»
Цель: Расширить и углубить представление детей о
традициях украшения орнаментов в бурятской
народной росписи (бурятский бытовой орнамент), их
происхождении.
Рассматривание образцов, характеристика видов
орнамента, цветовой гаммы.
Развивать эстетический вкус.

Учить детей чувствовать
настроение художника,
понимать увиденное, видеть
художественные
средства создания образов.
Обогащать словарь
детей образными
словами, эпи- тегами,
сравнениями. Развивать
монологическую речь
детей.

Чтение отрывков из
эпоса «Гэсэр» в юрте
бабушки Сэсэгмы.
Бурятские народные игры «Шагай», «Прятание
колечка»,
«Бээлэй
тууха», «Малгайшаха».
Дискуссия с детьми о
том,
почему
им
нравятся
бурятские
народные игры, сказки,
предания.

Развивать желание
участвовать в
коллективных играх.
Воспитывать чувство
взаимопомощи.

Тема: Красота орнаментов из геометрических форм
Цель: Расширить представление детей об узорах,
имеющих геометрические формы: ромб, треугольник,
круг, линия прямая, волнистая, дуга, квадрат и т.д.
Дать определение понятиям «орнамент», «симметрия» на полосах, квадратах, круге, овале.
Воспитывать интерес и желание рисовать и апплицировать бурятский народный орнамент.

Май

Тема: Художники Бурятии. Б. Садыков, А.
Казапский, Ц. Сампилов,
Р.
Мэрдыгеев,
А.
Сахаровская.
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями
изобразительного
искусства художников
Бурятии.

28

Воспитывать интерес к
работам художников, их
творчеству.
Организовать экскурсию
в парк. Попросить детей
отразить в рисунках увиденное в парке, рассказать о своих работах.
Предложить оформить
групповой коллаж из рисунков детей.

Тема: Красота орнаментов из растительных форм
Цель: Продолжать учить детей составлять узоры из
растительных форм и элементов на любой форме:
круг, пиала, рукавица.
Закрепить названия элементов: завиток, дужки, точка,
штрих, удвоенный завиток.
Воспитывать желание красиво и аккуратно
оформлять свою работу.

29

Блок 3. НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Занятия
Сентябрь

Совместная деятельность

Тема
Содержание
Тема
1. «Ладно,
и Рассказ об истории создания фигурок «Новые
складно»
о животных, людей бурятскими мастера-встречи,
мастерах
и ми и умельцами, традициями их выпол-лошадка,
умельцах Бурятии нения
(дерево,
чеканка,
ковка).барыня».
Рассматривание
образцов, Бурятская
иллюстраций.
роспись.
Знакомство с пластическим и конструк2. Лепка.
«Девушка в нацио- тивным способами лепки.
нальном костюме»
3. Декоративное ри- Закрепление некоторых элементов бусование.
рятского ориамента. Роспись девушки в
«Девушка в нацио- национальном костюме элементами бунальном костюме» рятского орнамента.

Содержание
Рассказ о народных способах лепки глиной. Подготовка
глины. Показ выполнения работы. Учить детей лепить
игрушку лошадки из глины пластическим и конструктивным способами.
Показ выполнения росписи лошадки. Закрепление цвета
и формы бурятского орнамента.
Предложить детям кукол-барышень, для которых нужно
изготовить красивый наряд (фартук, дэгэл, юбку, шапку,
кокошники и
т.д.).
Составление геометрического орнамента из цветной
бумаги.
Ленка игрушек, изготовление атрибутов, заучивание
потешек, песенок, стихов, подготовка к развлечению
Ручной труд. Продолжать работу над вышивкой салфеток, развивать
Вышивка
мелкую моторику пальцев. Пользоваться швом «вперед
салфетки.
иголка». Закреплять умение использовать различные
цвета, свойствешгые бурятскому народному орнаменту.
Рассмотреть красочный орнамент на одежде работы
мастеров Ольхонского района (Иркутская область).

Октябрь 1. Мотивы
Рассказ о растительном орнаменте.
бурятского
Украшение салфетки.
растительного орнамента

по Рисование по мотивам народной вы2. Рисование
мотивам народной шивки, украшение бурятской одежды,
вышивки
головных уборов, обуви.

30

3. Рисование. Кукла Рисование с натуры: кукла в бурятском Папье-маше. Изготовление детьми пиал из папье-маше. Дать понятие
в
национальномнациональном костюме.
«Пиала»
о том, что пиала - традиционная посуда бурят для питья
костюме
зеленого чая с молоком, тарака, арсы и бульона.
Предложить детям раскрасить пиалы различным
орнаментом соответственно их настроению.
Организовать в группе выставку пиал, пригласить
гостей, обыграть пиалы в сюжетно-ролевой игре
«Семья»
Ноябрь

1. Конструирование. Изготовление юрты из бумаги, украше- Народная
«Юрта»
ние юрты орнаментами.
вышивка

2. «Ох,
уж
узоры»

3. Лепка.
«Посуда
барельефным

Аппликация из цветной бумаги по мотивам
растительного орнамента; составление композиций для
украшения предметов бурятского и русского народного
быта: полотенец, салфеток, скатертей, унтов, варежек,
чулок, носков.
Беседы об истории происхождения мужской и женской
одежды бурят и русских. Рассматривание образцов
одежды.
Работа с тканью. Закрепить с детьми прием «вперед
эти Наблюдение узоров на окне.
«ЖилиБеседа «Как жили раньше буряты и русские?».
Рисование узоров свечой на бумаге. За- были» (о
Рассказ о местах обитания предков, о строительстве
крепление элементов бурятского орна- старинном жилищ (юрта, изба), изменением их внешнего вида и
мента в рисовании нетрадиционным быте бурят и внутреннего убранства с течением времени, обустройспособом.
русских)
стве быта.
Сопровождение
рассказа
иллюстрациями
пословицами, поговорками о труде, мастерстве людей.
Рассматривание альбомов, книжных иллюстраций об
особенностях жилищ. Подготовка к развлечению
«Шире круг»; изготовление атрибутов, трафаретов,
Отработка барельефного изображения
с растительного орнамента бурятской
росписи.

31

Декабрь

Январь

1. Декоративное ри- Объяснение и показ новых слов, харак- Аппликация. Формировать умение детей подбирать цветовую
сование.
теризующих элементы декоративного «Украшение гамму свойственную бурятскому орнаменту, вырезать
«Узоры на полосе оформления дома бурят,
русских подпруги» прямые и зигзагообразные полоски.
и
(фасад, ставни окон, наличники, кровля,
прямоугольнике». конек).
Украшение наличников и ставен домов Даши и Даримы.
2. «Шире круг»
Развлечение: конкурс стихов, песен, пословиц, хороводов, народные игры бурят и русских.
3. Лепка.
Оформление
глиняных
пластинок
«Декоративный рельефным бурятским геометрическим
узор»
орнаментом.
Выполнение Использование
1. Цветы из бумаги. Художественное конструирование.
«Подснежники» Знакомство с последовательностью вы- бурятского грампластинки).
полнения декоративных цветов
узора
на
простой формы - подснежник.
пластинке.

2. Декоративное ри- Знакомство с более сложными элеменсование.
тами бурятского орнамента: удвоенный
«Рукавички»
рог, ромб.

3.

Ручной труд
Бурятский орнамент

Шитье и вышивка обуви для куклы.

32

бросового

материала

(старые

Февраль

1. Своеобразие
бурятского
орнамента

Рассказ об истории бурятского орнамента, о мастерах орнаментального искусства (Л. Доржиев).
Рассматривание
образцов:
одежда,
посуда, мебель, чеканка, седла, ковры.
2. Конструирование Работа с бумагой, украшение шалок;
из бумаги Шапка вырезание простейших элементов бу«Малгай»
рятского орнамента.

3. Лепка. «Кувшин»
Март

Роспись кувшина бурятским
орнаментом.

Конструирование. Работа с бумагой. Оформление ставен, Аппликация
«Сказочный
до- наличников, фасада дома орнаментом из бумаги
мик»
бурятской домовой резьбы.
«Домик»
2 Зооморфные эле-Рассказ воспитателя о зооморфных элементы бурятского ментах бурятского орнамента и их исорнамента
пользовании.
Узоры для ковра, гобелена.
3. Роспись юрты Знакомство с элементами бурятского
орнамента для оформления жилья. Отработка приемов рисования бурятского
орнамента.
1

33

Прорисовка бурятского орнамента на полоске, квадрате,
прямоугольнике.

Апрель

Май

Работа с мехом и кожей - брошь для
мамы. Учить подбирать мех и обрезки
кожи для изготовления женских украшений, закреплять знания детей о
бурятском
бытовом
орнаменте.
Воспитывать
доброе,
заботливое
отношение к самому дорогому человеку
- матери.
2 Весенняя компози-Коллективная работа. Конструирование
ция «Весенняя лу- из бумаги: декоративные деревья и кустарники с использованием бросового и
жайка»
природного материала.
Знакомство с чеканкой, элементами бу3.Украшение
КурительАКной рятского орнамента, присущими для
трубки.
оформления предметов, сделанных из
кости.
Воспитывать интерес к данному виду
народного
декоративно-прикладного
искусства.
Закрепить и расширить знания о бурят1. Роспись кисета
ском бытовом орнаменте. Учить детей
расписывать кисет, используя цветовую
гамму бурятского орнамента.
2. Конструирование. Коллективная работа. Закрепление ху«Водят звери хоро- дожественного конструирования из бувод»
маги животных и декоративных изображений на бумаге.
«Умелые Лепка, оформление глиняных пластинок
3. Лепка.
руки»
рельефом
в
стиле
бурятского
1.

Подарок маме

34

1 Ручной труд

Изготовление женских украшений:
серег, браслетов, колен из кожи и меха.
Аппликация из ткани. Коллективная
работа «Родной край». Умение работать
с тканью, подбирать цветовую гамму.
Учить создавать сюжет на основе
полученных знаний о родном крае,
природе,
животных.
Воспитывать
любовь к родному краю.
2. Конструирование. Конструирование из бумаги мебели.
«Предметы быта» Учить делать выкройку кубической коробки - крышка сундука, располагать
узоры на ее сторонах.
3. КВН по народному Закрепление знаний, умений и навыков
декоративнопо декоративно-прикладному искусству
прикладному ис- в форме игры-развлечения.
кусству. «Путешествие по родному
краю»

35

Блок 4. В мире игр и развлечений
«Зима в Забайкалье»

Развивать
смекалку,
реакцию,
внимание, Спортивный праздник (бурятские и русские народные игры
выполнение
правил
игры.
Воспитывать состязательного характера).
коллективизм, дружбу, взаимопонимание.

Познакомите детей с русской народной
игрой.
Воспитывать интерес к народным играм,
дружелюбие, доброжелательность.
«Ловля тарбаганов» Познакомить детей с бурятской народной игрой.
Закреплять умение детей воплощать образ,
движения животных. Развивать ловкость, внимание,
быстроту реакции.
Состязания батыров Формировать умение детей распределять и
выполнять различные функции в играх с разными
типами взаимодействия со сверстниками.
Поощрять самостоятельность и инициативу в
организации известных детям игр с правилами.
Познакомить детей с игрой «Беешэмэ»
Учить детей двигаться ритмично по кругу, не
выбрасывая ноги вперед. Воспитывать внимание,
выносливость.
Рождественские по- Создать у детей радостное праздничное настроение.
сиделки с использо- Привлечь родителей к участию в детских играх.
ванием народных игр Закрепить знание правил игры.
Воспитывать
духовно-нравственные
качества,
интерес к традициям и культуре русского народа.
Упражнять в выполнении движений соответственно
«Табун».
правилам игры. Бурятская народная игра «Табун».
Поиграть с детьми в комическую игру «Поиски
шила и ножниц».
«Арина»

36

Игра
Игра

Физкультурное занятие-досуг на воздухе

Пляска-игра

Русские народные игры, песни, хороводные запевки, пословицы и
поговорки

Игра «Поиски шила и ножниц»

«Зимние забавы»

Укреплять здоровье детей.
Турпоход (бурятские
Развивать силу ловкость, быстроту, умение подвижные игры)
ориентироваться в схеме и выполнять задания
соответственно правилам и установкам педагога.
Воспитывать нравственно-волевые качества.

Игра
в
тапки В игре развивать внимание, быстроту реакции,
Игра «Малагай шаха»
«Малагай шаха»
находчивость, смекалку.
Развивать
внимание,
физические
качества: «Игра в горшки»
«Ястреб и утки»
ловкость, силу, быстроту; умение согласовывать
текст с движения
Поиграть в бурятские народные игры «Ястреб и
утки» и «Игра в горшки».
Упражнять детей в умении двигаться в ритме, на Динамический час
«Танец тетеревов»
полусогнутых ногах, менять
темп, петь в такт движениям хоровую песню на
бурятском языке
«Тетерин наадан
Тээхэрдээ наадан
Буряад зоной наадан
Хатархада наадан».
Поиграть в бурятскую народную игру «Танец
тетеревов».
«Забайкальские
встречи»

Создать у детей бодрое, праздничное настроение.
Спортивный
Совершенствовать умение
выполнять ранее праздник
освоенные движения, упражнять в организации и
самостоятельном проведении игр.
Побуждать детей к проявлению творчества и
инициативы в активной двигательной деятельности.

37

и русские народные спортивные и

Игра «В молчанку»

Учить детей использовать различные ситуации для Игра
развития выдержки. Развивать эмоциональность,
поддерживать радостное настроение. Воспитывать
чувство юмора, взаимопонимание.

Состязание батыров

Развитие творческого подхода к выполнению Физкультурное
основных движений, в активной двигательной занятие
деятельности.
Бурятские народные игры «Белое дерево»,
«Шагай».

«Охотники»

Упражнять детей в выполнении упражнений и Утренняя гимнастика. Самостоятельные игры детей.
ритмичных движений на основе сюжета бурятской
народной сказки «Охотник».
Проведение бурятской народной игры «Поиски
шила и ножниц».

38

Игры с яйцами

Поощрять
самостоятельность,
инициативу. Игра
Воспитывать
дружбу,
взаимовыручку,
решительность.

«Мини Сурхарбан»

Способствовать двигательной активности детей Спортивный досуг
(бурятские народные игры «Табун», «Шагай» и др.).
Развивать меткость, находчивость, смекалку.
Показать доступные приемы борьбы, стрельба из
лука в мишень.

«Тоорсэглоо». «Танец Развивать сноровку, ловкость, чувство ритма.
крышки».
«Ягша наадан»

Танец-игра
Хороводная
игра

39


Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».