04.05.2022
В майском указе от 2018 г. «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» президент Российской Федерации В. В. Путин поручил Правительству Российской
Федерации при разработке национального проекта в сфере образования
исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождения Российской Федерации
в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одной
из стратегических задач является формирование эффективной системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей
и молодёжи, направленной на самоопределение
и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Ключевым направлением развития образования
РФ является развитие навыков XXI века, которые помогут ребенку стать успешным. Для этого
педагогам дошкольного образования вместе с родителями нужно стремиться создать
такие условия для детей, при которых происходит развитие универсальных навыков
для успехов в любых начинаниях. Что может определить
успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки
(soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно
говорить, грамотно распределять время и т.п. Это в дальнейшем будет одинаково
полезно детям и в учёбе, и в работе, и в
личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и
эффективности человека во всем.
социально-педагогический проект
KidSkills «Мир добрых дел», направленный на развитие soft-skills и
компетенций 21-го века у детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
организация ранней профориентации, направленной на
развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и
уважительного отношения к разным видам рабочих профессий на основе
инструментов чемпионата KidSills.
Ранняя
профориентация занимает важное место в дошкольном образовании.
Воспитанники получают начальные навыки (skills) профессионального мастерства
в разных сферах деятельности путем создания центров ранних
профориентационных проб, где они осваивают современные допрофессиональные
компетенции.
Мы
создали на базе ЦРР мини-лаборатории по следующим компетенциям:
•
«Медицинский и социальный уход» (лаборатория «HEALTHY ME»);
• «Космическая инженерия» (лаборатория
«Спутник»);
•
«Экология и природопользование» (эколаборатория);
•
«Аварийно-спасательное дело» (лаборатория «112»);
•
«Инженерно-строительное дело» (лаборатория «Строитель»);
•
«Поварское дело» (лаборатория «Смак»);
•
«Этнология и культурология» (лаборатория «Тоонто»).
Образовательная деятельность в детских
лабораториях направлена на повышение имиджа социально значимых профессий,
таких как инженер-строитель, врач, спасатель, повар, биолог-эколог, инженер
космических систем, а также служит популяризации такой профессии, как
этнограф, в связи с развитием туризма в Республике Бурятия.
В лабораториях работает дружная команда
педагогов и родителей. У каждого члена команды своя роль.
Взаимодействие с социальными институтами осуществляет председатель
Попечительского совета ЦРР Татьяна Иванова.
Научно-методическую
и консультационную поддержку нашему проекту оказывают ГАУ ДПО Республики
Бурятия «БРИОП», МКУ «ЦМРО» Комитета по образованию г. Улан-Удэ, заключен
договор с Байкальский колледжем туризма и сервиса, ГБОУ «ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
Мы предполагаем, что участие в
чемпионатах поможет нашим воспитанникам развивать свои интересы, способности,
потенциальные возможности и в будущем выбрать ту профессию, которой они посвятят
свою трудовую деятельность.
В марте этого года в ЦРР прошли
соревнования KidSkills. При проведении конкурсных этапов были применены
разнообразные игровые педагогические находки (школа Аркадия Паровозова,
телепередача «Ура, доктора!», мастер-класс «По следам кочевников», создание
флорариума, игра «Взросляндия» и пр.)
Основа всех этапов соревнования –
тайм-менеджмент. Дети выполняли игровые задания в течение определенного
времени. Соревновательная работа проводилась как индивидуально, так
и коллективно.
Этапы прохождения соревновательных игр
по каждой компетенции были разработаны исходя из индивидуальных
образовательных потребностей детей.
В каждой лаборатории содержалась
своя «изюминка». Например, в «Спутнике» проходили соревнования для детей с ОВЗ.
Использовались пособия Воскобовича, логический танграм, игра «Мемори», для
построения ракеты применялись мягкие разноцветные модули.
А в «HEALTHY ME» дошкольники
демонстрировали свои умения и навыки обращения с куклами
в сказочной больнице Айболита. Также дети оказывали первую медицинскую
помощь своим одногруппникам. Переносили свой опыт игры с куклами на реальных детей.
В
лаборатории «Строитель» дети строили дом по заданному чертежу. При этом
высчитывали, сколько им понадобится определенного материала для постройки,
закупали сами в строительном магазине нужные детали. В результате такой работы
происходило развитие логико-математического интеллекта, пространственного
мышления и воображения, что поможет
воспитанникам в дальнейшем легко решать
логические задачи.
В Эко-лаборатории дети создавали свою
закрытую экосистему, что
развивало основу для
самостоятельной мотивации дошкольника - познавательные способности и интерес к
новому.
В лаборатории «Тоонто» участники соревнований демонстрировали умение
выступать публично, работать с
информацией. Проводили интерактивные
экскурсии по Республике Бурятия и показывали традиции и обычаи бурят.
Личные качества, такие как лидерство, воля, упорство
демонстрировали команды спасателей,
когда выполняли задания Аркадия Паровозова по спасению детей на суше и воде.
Общие,
«гибкие» навыки (soft skills) пришли на помощь к детям в лаборатории «Смак»:
умение грамотно распределять свое время, готовить блюдо в определенной
последовательности, соблюдая технику безопасности.
Соревнования KidSkills закончились парадом профессий, на котором дети с гордостью представили свои команды и получили заслуженные награды. Такая
инновационная форма работы по ранней профориентации воспитанников оставила
неизгладимое впечатление в сердце и умах детей. Это поможет нашим дошколятам в
будущем выбрать профессию по душе.