Пояснительная записка
Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной
из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть
времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо
создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью
отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и
умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками
в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с
центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше
овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти
заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в
конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и
создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность,
смекалку и творчество.
Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка
пространственной ориентации; формированию элементарных географических,
астрономических представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств,
воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.
Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей
среднего дошкольного возраста стали:
образовательная программа МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ ;
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко
конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование
нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения;
подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс
деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному
самовыражению.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 64, в неделю
– 2 раза во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности для детей 3-4 лет – 15-20 минут.
Основная цель программы обучения: всестороннее интеллектуальное,
художественно-эстетическое развитие, логико-математическое развитие детей среднего
дошкольного возраста.
Основные задачи обучения.
Развивающие
1. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам конструирования из
необычных материалов
2. Формировать художественное мышление, воображение, фантазию,
индивидуальность каждого ребенка
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию
4. Развивать пространственную и плоскостную ориентации
5. Развивать у детей интерес и желание экспериментировать, сочетая разные виды
материалов в работе
6. Развивать творческий потенциал каждого ребенка
7. Повышать уровень коммуникативных способностей
Образовательные
1. Обогащать знания детей о разных видах конструирования.
2. Обогащать знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни
3. Знакомить и обучать детей приемам работы с материалами в разных техниках
конструирования
4. Формировать умение создавать композиции, используя подходящие материалы
5. Формировать навыки и умения работы с инструментами
6. Формировать умение следовать словесной инструкции педагога
Воспитательные
1. Прививать культуру труда, умение вести себя в коллективе
2. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность
3. Формировать навыки правильной организации рабочего места
4. Учить следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами
Специально организованная деятельность: Один 1 раз в неделю по 20 минут.
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности
подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но
подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения
работы повышается)
5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные
возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Методы работы
1. Словесный (беседа, рассказ);
2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
3. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Форма работы кружка:
•
тематическая совместная деятельность детей и педагога
Ожидаемые результаты первого года обучения:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми
такими знаниями, умениями и навыками, как:
•
Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных
материалов.
•
Умение работать с разными материалами.
•
Умение следовать словесной инструкции педагога.
•
Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной
координации.
•
Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды
материалов в работе.
•
Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
•
Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей,
фантазии, воображения.
•
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается
интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для
композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования,
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение
к материалам и инструментам;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание
дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми,
формирование умения выражать свою точку зрения.
Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике
занятия, прослушивание музыкальных произведений.
Физическое развитие: физкульт минутки, формирование умения следовать
правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие
связной речи.
Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:
•
Логические блоки Дьенеша;
•
Деревянный конструктор «Строительный набор»;
•
Конструктор «Лего»;
•
Конструктор «Smartmax».
Учебно-методический план дополнительной образовательной программы.
№
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика Всего
1
Знакомство с блоками Дьенеша, «Бусы для мамы»,
«Гусеница»
1
1
2
2
Конструирование фигур: «Снеговик», «Воздушные
шарики для мишки», «Цветок», «Велосипед»
1
1
2
3
Конструирование фигур: «Зайка», «Слон», «Башня»
1
1
2
4
Конструирование фигур: «Грузовик», «Цветок»
1
1
2
5
Конструирование транспорта: «Трактор», «Парусник»,
«Пароход»
1
1
2
6
Конструирование животных: «Собачка», «Мишка»,
«Кошка»
1
1
2
7
Конструирование фигур «Веселый человечек»,
«Игрушка»
1
1
2
8
Конструирование фигур «Экскаватор», «Ракета», «Клоун с 1
шарами
1
2
9
Знакомство с деревянным строительным конструктором.
«Двухэтажный дом» (по образцу)
1
1
2
10
«Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию)
«Мостик»
1
1
2
11
«Трамвай» (по образцу), «Будка для собаки»
1
1
2
12
«Гараж» (по образцу)
1
1
2
13
«Будка для собачки»
«Постройка по рисунку»
1
1
2
14
«Ворота» (по образцу)
1
1
2
15
«Постройка по рисунку»
1
1
2
16
«Домик с заборчиком для гномов» (по условию)
1
1
2
17
Знакомство с LEGO-конструктором, осенние ягоды и
трава, грибная полянка
1
1
2
18
Дорога для машин, светофор
1
1
2
19
Мой дом, стол и стул
1
1
2
20
Моделируем снежинку, зимние забавы
1
1
2
21
Музыкальные инструменты, мы артисты
1
1
2
22
Лесные животные.
Едем «В Простоквашино»
1
1
2
23
Государственный
Флаг. Военная техника
1
1
2
24
Домик для скворца.
Обед для птиц
1
1
2
25
Знакомство с конструктором SMARTMAX.
Конструирование плоскостных геометрических фигур.
1
1
2
26
Конструирование транспорта: самолет, ракета.
1
1
2
27
Конструирование транспорта: корабль, автомобиль,
паровоз.
1
1
2
28
Конструирование животных. Собачка.
1
1
2
29
Домик для веселого человечка. Сказочный замок.
1
1
2
30
Конструирование треугольника и пирамиды.
1
1
2
31
Конструирование квадрата и куба.
1
1
2
32
Конструирование объемных геометрических фигур:
цилиндр, конус, звезда.
1
1
2
Учебный календарно-тематический план
дополнительной образовательной программы.
Октябрь
1 неделя «Знакомство с блоками Дьенеша». «Бусы для мамы», «Гусеница»
Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам.
Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
2 неделя «Конструирование фигур: «Снеговик», «Воздушные шарики для мишки», «Цветок»,
«Велосипед»»
Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах,
цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
3 неделя «Конструирование фигур: «Зайка», «Слон», «Башня»»
Программное содержание: Развивать умения сравнивать фигуры по их свойствам,
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
4 неделя «Конструирование фигур: «Грузовик», «Цветок»»
Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в
пространстве, внимание, логическое мышление.
Ноябрь
1 неделя «Конструирование транспорта: «Трактор», «Парусник», «Пароход»»
Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в
пространстве, внимание, логическое мышление. Закреплять знания названий транспорта.
2 неделя «Конструирование животных: «Собачка», «Мишка», «Кошка»»
Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в
счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
3 неделя «Конструирование фигур «Веселый человечек», «Игрушка»»
Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в
счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
4 неделя «Конструирование фигур «Экскаватор», «Ракета», «Клоун с шарами».
«Волшебство различных материалов»»
Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в
счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
5 неделя «Знакомство с деревянным строительным конструктором. «Двухэтажный дом»
(по образцу)
Программное содержание: Учить детей сооружать высокие постройки с
перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части
постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент».
Декабрь
1 неделя «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию)
Программное содержание: Учить создавать варианты знакомых сооружений по
условию – преобразование постройки в длину, ширину, соблюдая заданный принцип
конструкции.
2 неделя «Мостик» (по образцу)
Программное содержание: Закреплять представление о назначении и строении
мостов, название их частей: опоры, пролет, скаты, делать постройку устойчивой,
формировать умение различать «длинный – короткий».
3 неделя «Трамвай» (по образцу)
Программное содержание: Формировать умение рассматривать образец, выделять
в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец.
4 неделя «Будка для собаки»
Программное содержание: Учить видеть и сооружать постройки в трех
проекциях.
5 неделя «Гараж» (по образцу)
Программное содержание: Учить сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушки, для которой она предназначается, упражнять детей в употреблении слов
длинный, спереди, сбоку, слева, справа.
Январь
1 неделя «Будка для собачки»
Программное содержание: Учить делать постройки по словесному описанию и по
схеме.
2 неделя «Постройка по рисунку»
Программное содержание: Учить определять последовательность, отбирать
материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
3 неделя «Ворота» (по образцу)
Программное содержание: Закрепить умение делать постройку, соразмерную
игрушке, уточнить понятия «высокий», «низкий».
Февраль
1 неделя «Постройка по рисунку»
Программное содержание: Учить определять последовательность, отбирать
материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
2 неделя «Домик с заборчиком для гномов» (по условию)
Программное содержание: Учить детей соблюдать план постройки, учитывать
цвет, форму, размер
3 неделя «Знакомство с LEGO-конструктором, осенние ягоды и трава, грибная полянка»
Программное содержание: изучение конструктора (учить называть предмет по
форме (кубик). Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Кубики одного цвета и
одинаковой высоты.
Конструируем ягоду и траву. Закрепляем умение скреплять на плато. Три кубика
красного цвета 4-х секционный и один кубик зеленного цвета 4-х секционный, 3 кубика
желтого цвета 6-и секционные.
Конструирование гриба (мухомор). Закреплять умения скреплять детали разными
способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной). Три кубика белого цвета 4-х
секционный, и один кубик красного цвета 8-и секционный.
Март
1 неделя «Дорога для машин, светофор»
Программное содержание: конструирование дороги и бордюра. Самостоятельно
подбираем необходимые детали по величине и цвету и по форме. Кубики зеленого цвета и
синего цвета. Изготовление светофора. Учить детей называть свойства предмета и правильно
соединять кубики. Кубики красного, жёлтого, зелёного цвета.
2 неделя «Мой дом, стол и стул.»
Программное содержание: Постройка дома. Учить соединять детали различными
способами; продолжать знакомить с новыми деталями конструктора. Скреплять детали
разными способами на плато, скрепляя 4-х и 8-ми деталей одной деталью, и три стойки
белого цвета.
Конструирование стола и стула. Научить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему. Восемь кубиков красного цвета 8-ми секц, четыре
кубика 2-х секц синего цвета, четыре кубика 4-х секц желтого цвета.
3 неделя «Моделируем снежинку, зимние забавы.»
Программное содержание: Делаем новогоднюю снежинку. Развивать творческое
воображение, навыки конструирования. Один кубик 4-х секц белого цвета, шесть кубиков
белого цвета 6-ти секц.
Конструирование по замыслу (свободная игровая деятельность детей). Научить
заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Скреплять детали
разными способами на плато, скрепляя 6 и 8-ми деталей одной деталью.
4 неделя «Музыкальные инструменты, мы артисты.»
Программное содержание: Изготовление дудочки. Учить детей представлять, какой будет их
будущая постройка. Инсценировка выступления с выполненными работами. Дать
возможность детям поэкспериментировать с конструктором lego.
5 неделя «Лесные животные. Едем «В Простоквашино»»
Программное содержание: Конструирование зайчика – побегайчика. Использовать
составление описательных загадок (технология конструирования). Шесть кубиков белого
цвета 4-х секц., один кубик синего цвета 2-х секц. Постройка лыжни. Учить конструировать
по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры. 30 кубиков конструктора синего цвета.
Апрель
1 неделя «Государственный Флаг. Военная техника»
Программное содержание: Изготовление флага России. Формировать навыки, в
какой последовательности надо действовать. Конструктор белого, синего и красного цвета.
Конструирование пушки. Учить какие детали лучше использовать для её создания. 20
кубиков конструктора зеленого цвета, и 4 синего.
2 неделя «Домик для скворца. Обед для птиц»
Программное содержание: Постройка скворечника. Формировать навыки
скрепление деталей, соединяя и прижимая их друг к другу. Картинка скворечника, 35 деталей
зеленного цвета и 2 синего. Конструирование кормушки и установка готовой поделки на
площадке. Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки. 6
кубиков крупного конструктора и 30 среднего. Корм для птиц.
3 неделя «Знакомство с конструктором SMARTMAX. Конструирование плоскостных
геометрических фигур.»
Программное содержание: Упражнять детей в группировке геометрических фигур
по цвету, форме, величине, толщине.
4 неделя «Конструирование транспорта: самолет, ракета.»
Программное содержание: учить анализировать строения предметов; учить
выделению основных частей, определению их назначения, рассказывать о профессии
летчика; учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать творческое
воображение, навыки конструирования.
5 неделя «Конструирование транспорта: корабль, автомобиль, паровоз.»
Программное содержание: учить анализировать строения предметов; учить
выделению основных частей, определению их назначения; знакомить с правилами перехода
через улицу; закрепить умения строить по образцу; закреплять навык построения
простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу.
Май
1 неделя «Конструирование животных. Собачка.»
Программное содержание: Закреплять знания о домашних животных; учить
анализировать образец, выделять основные части животных; развивать конструктивное
воображение детей.
2 неделя «Домик для веселого человечка. Сказочный замок.»
Программное содержание: учить самостоятельному конструированию модели
дома; закрепить знания о строении дома;
3 неделя «Конструирование треугольника и пирамиды.»
Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей
речевую активность, быстроту мышления.
4 неделя «Конструирование квадрата и куба.»
Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей
речевую активность, быстроту мышления.
5 неделя «Конструирование объемных геометрических фигур: цилиндр, конус, звезда.»
Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей
речевую активность, быстроту мышления.