Пояснительная записка Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка. Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка пространственной ориентации; формированию элементарных географических, астрономических представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия. Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей среднего дошкольного возраста стали: образовательная программа МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ ; СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г. Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению. Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 64, в неделю – 2 раза во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет – 15-20 минут. Основная цель программы обучения: всестороннее интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие, логико-математическое развитие детей среднего дошкольного возраста. Основные задачи обучения. Развивающие 1. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам конструирования из необычных материалов 2. Формировать художественное мышление, воображение, фантазию, индивидуальность каждого ребенка 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию 4. Развивать пространственную и плоскостную ориентации 5. Развивать у детей интерес и желание экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе 6. Развивать творческий потенциал каждого ребенка 7. Повышать уровень коммуникативных способностей Образовательные 1. Обогащать знания детей о разных видах конструирования. 2. Обогащать знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни 3. Знакомить и обучать детей приемам работы с материалами в разных техниках конструирования 4. Формировать умение создавать композиции, используя подходящие материалы 5. Формировать навыки и умения работы с инструментами 6. Формировать умение следовать словесной инструкции педагога Воспитательные 1. Прививать культуру труда, умение вести себя в коллективе 2. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность 3. Формировать навыки правильной организации рабочего места 4. Учить следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами Специально организованная деятельность: Один 1 раз в неделю по 20 минут. Принципы организации работы кружка 1. Принцип системности и регулярности проведения занятий 2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории 3. Принцип подачи материала от «простого к сложному» 4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается) 5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления. Методы работы 1. Словесный (беседа, рассказ); 2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции); 3. Практический (выполнение работ детьми по образцу). Форма работы кружка: • тематическая совместная деятельность детей и педагога Ожидаемые результаты первого года обучения: В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как: • Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных материалов. • Умение работать с разными материалами. • Умение следовать словесной инструкции педагога. • Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. • Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе. • Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе. • Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения. • В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения. Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений. Физическое развитие: физкульт минутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи. Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы: • Логические блоки Дьенеша; • Деревянный конструктор «Строительный набор»; • Конструктор «Лего»; • Конструктор «Smartmax». Учебно-методический план дополнительной образовательной программы. № Наименование темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Знакомство с блоками Дьенеша, «Бусы для мамы», «Гусеница» 1 1 2 2 Конструирование фигур: «Снеговик», «Воздушные шарики для мишки», «Цветок», «Велосипед» 1 1 2 3 Конструирование фигур: «Зайка», «Слон», «Башня» 1 1 2 4 Конструирование фигур: «Грузовик», «Цветок» 1 1 2 5 Конструирование транспорта: «Трактор», «Парусник», «Пароход» 1 1 2 6 Конструирование животных: «Собачка», «Мишка», «Кошка» 1 1 2 7 Конструирование фигур «Веселый человечек», «Игрушка» 1 1 2 8 Конструирование фигур «Экскаватор», «Ракета», «Клоун с 1 шарами 1 2 9 Знакомство с деревянным строительным конструктором. «Двухэтажный дом» (по образцу) 1 1 2 10 «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию) «Мостик» 1 1 2 11 «Трамвай» (по образцу), «Будка для собаки» 1 1 2 12 «Гараж» (по образцу) 1 1 2 13 «Будка для собачки» «Постройка по рисунку» 1 1 2 14 «Ворота» (по образцу) 1 1 2 15 «Постройка по рисунку» 1 1 2 16 «Домик с заборчиком для гномов» (по условию) 1 1 2 17 Знакомство с LEGO-конструктором, осенние ягоды и трава, грибная полянка 1 1 2 18 Дорога для машин, светофор 1 1 2 19 Мой дом, стол и стул 1 1 2 20 Моделируем снежинку, зимние забавы 1 1 2 21 Музыкальные инструменты, мы артисты 1 1 2 22 Лесные животные. Едем «В Простоквашино» 1 1 2 23 Государственный Флаг. Военная техника 1 1 2 24 Домик для скворца. Обед для птиц 1 1 2 25 Знакомство с конструктором SMARTMAX. Конструирование плоскостных геометрических фигур. 1 1 2 26 Конструирование транспорта: самолет, ракета. 1 1 2 27 Конструирование транспорта: корабль, автомобиль, паровоз. 1 1 2 28 Конструирование животных. Собачка. 1 1 2 29 Домик для веселого человечка. Сказочный замок. 1 1 2 30 Конструирование треугольника и пирамиды. 1 1 2 31 Конструирование квадрата и куба. 1 1 2 32 Конструирование объемных геометрических фигур: цилиндр, конус, звезда. 1 1 2 Учебный календарно-тематический план дополнительной образовательной программы. Октябрь 1 неделя «Знакомство с блоками Дьенеша». «Бусы для мамы», «Гусеница» Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. 2 неделя «Конструирование фигур: «Снеговик», «Воздушные шарики для мишки», «Цветок», «Велосипед»» Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. 3 неделя «Конструирование фигур: «Зайка», «Слон», «Башня»» Программное содержание: Развивать умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции). 4 неделя «Конструирование фигур: «Грузовик», «Цветок»» Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Ноябрь 1 неделя «Конструирование транспорта: «Трактор», «Парусник», «Пароход»» Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Закреплять знания названий транспорта. 2 неделя «Конструирование животных: «Собачка», «Мишка», «Кошка»» Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. 3 неделя «Конструирование фигур «Веселый человечек», «Игрушка»» Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. 4 неделя «Конструирование фигур «Экскаватор», «Ракета», «Клоун с шарами». «Волшебство различных материалов»» Программное содержание: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. 5 неделя «Знакомство с деревянным строительным конструктором. «Двухэтажный дом» (по образцу) Программное содержание: Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент». Декабрь 1 неделя «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию) Программное содержание: Учить создавать варианты знакомых сооружений по условию – преобразование постройки в длину, ширину, соблюдая заданный принцип конструкции. 2 неделя «Мостик» (по образцу) Программное содержание: Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей: опоры, пролет, скаты, делать постройку устойчивой, формировать умение различать «длинный – короткий». 3 неделя «Трамвай» (по образцу) Программное содержание: Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец. 4 неделя «Будка для собаки» Программное содержание: Учить видеть и сооружать постройки в трех проекциях. 5 неделя «Гараж» (по образцу) Программное содержание: Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается, упражнять детей в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа. Январь 1 неделя «Будка для собачки» Программное содержание: Учить делать постройки по словесному описанию и по схеме. 2 неделя «Постройка по рисунку» Программное содержание: Учить определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей. 3 неделя «Ворота» (по образцу) Программное содержание: Закрепить умение делать постройку, соразмерную игрушке, уточнить понятия «высокий», «низкий». Февраль 1 неделя «Постройка по рисунку» Программное содержание: Учить определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей. 2 неделя «Домик с заборчиком для гномов» (по условию) Программное содержание: Учить детей соблюдать план постройки, учитывать цвет, форму, размер 3 неделя «Знакомство с LEGO-конструктором, осенние ягоды и трава, грибная полянка» Программное содержание: изучение конструктора (учить называть предмет по форме (кубик). Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Кубики одного цвета и одинаковой высоты. Конструируем ягоду и траву. Закрепляем умение скреплять на плато. Три кубика красного цвета 4-х секционный и один кубик зеленного цвета 4-х секционный, 3 кубика желтого цвета 6-и секционные. Конструирование гриба (мухомор). Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной). Три кубика белого цвета 4-х секционный, и один кубик красного цвета 8-и секционный. Март 1 неделя «Дорога для машин, светофор» Программное содержание: конструирование дороги и бордюра. Самостоятельно подбираем необходимые детали по величине и цвету и по форме. Кубики зеленого цвета и синего цвета. Изготовление светофора. Учить детей называть свойства предмета и правильно соединять кубики. Кубики красного, жёлтого, зелёного цвета. 2 неделя «Мой дом, стол и стул.» Программное содержание: Постройка дома. Учить соединять детали различными способами; продолжать знакомить с новыми деталями конструктора. Скреплять детали разными способами на плато, скрепляя 4-х и 8-ми деталей одной деталью, и три стойки белого цвета. Конструирование стола и стула. Научить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Восемь кубиков красного цвета 8-ми секц, четыре кубика 2-х секц синего цвета, четыре кубика 4-х секц желтого цвета. 3 неделя «Моделируем снежинку, зимние забавы.» Программное содержание: Делаем новогоднюю снежинку. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. Один кубик 4-х секц белого цвета, шесть кубиков белого цвета 6-ти секц. Конструирование по замыслу (свободная игровая деятельность детей). Научить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Скреплять детали разными способами на плато, скрепляя 6 и 8-ми деталей одной деталью. 4 неделя «Музыкальные инструменты, мы артисты.» Программное содержание: Изготовление дудочки. Учить детей представлять, какой будет их будущая постройка. Инсценировка выступления с выполненными работами. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором lego. 5 неделя «Лесные животные. Едем «В Простоквашино»» Программное содержание: Конструирование зайчика – побегайчика. Использовать составление описательных загадок (технология конструирования). Шесть кубиков белого цвета 4-х секц., один кубик синего цвета 2-х секц. Постройка лыжни. Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры. 30 кубиков конструктора синего цвета. Апрель 1 неделя «Государственный Флаг. Военная техника» Программное содержание: Изготовление флага России. Формировать навыки, в какой последовательности надо действовать. Конструктор белого, синего и красного цвета. Конструирование пушки. Учить какие детали лучше использовать для её создания. 20 кубиков конструктора зеленого цвета, и 4 синего. 2 неделя «Домик для скворца. Обед для птиц» Программное содержание: Постройка скворечника. Формировать навыки скрепление деталей, соединяя и прижимая их друг к другу. Картинка скворечника, 35 деталей зеленного цвета и 2 синего. Конструирование кормушки и установка готовой поделки на площадке. Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки. 6 кубиков крупного конструктора и 30 среднего. Корм для птиц. 3 неделя «Знакомство с конструктором SMARTMAX. Конструирование плоскостных геометрических фигур.» Программное содержание: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. 4 неделя «Конструирование транспорта: самолет, ракета.» Программное содержание: учить анализировать строения предметов; учить выделению основных частей, определению их назначения, рассказывать о профессии летчика; учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать творческое воображение, навыки конструирования. 5 неделя «Конструирование транспорта: корабль, автомобиль, паровоз.» Программное содержание: учить анализировать строения предметов; учить выделению основных частей, определению их назначения; знакомить с правилами перехода через улицу; закрепить умения строить по образцу; закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу. Май 1 неделя «Конструирование животных. Собачка.» Программное содержание: Закреплять знания о домашних животных; учить анализировать образец, выделять основные части животных; развивать конструктивное воображение детей. 2 неделя «Домик для веселого человечка. Сказочный замок.» Программное содержание: учить самостоятельному конструированию модели дома; закрепить знания о строении дома; 3 неделя «Конструирование треугольника и пирамиды.» Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. 4 неделя «Конструирование квадрата и куба.» Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. 5 неделя «Конструирование объемных геометрических фигур: цилиндр, конус, звезда.» Программное содержание: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.