Парциальная программа по работе с одаренными детьми дошкольного возраста Маленький магистр

1

Содержание программы
Паспорт программы………………………………………………………………………………..3
Актуальность программы………………………………………………………………………….5
Пояснительная записка……………………………………………………………………………6
Механизм реализации Программы………………………………………………………………..7
Общие принципы реализации образовательного процесса с одаренными детьми…………..9
Формы работы с одаренными детьми…………………………………………………………….11
Направление работы в рамках Программы……………………………………………………...11
Основные этапы реализации Программы………………………………………………………..13
Ожидаемый результат Программы………………………………………………………………15
Оценка эффективности реализации Программы……………………………………………….15
Мониторинг качества реализации Программы…………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………………………………19
Приложения……………………………………………………………………………………….20

2

ПАСПОРТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МАЛЕНЬКИЙ МАГИСТР»
Наименование
Программа «Маленький магистр» психолого-педагогического
Программы
сопровождения одаренных детей дошкольного возраста на 20212024 год МАЦРР «ЦРР-Детский сад №91 №Строитель» г. Улан-Удэ
Основание для
разработки
программы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326;
№ 30, ст. 4036) п. 6 ч. 1 ст. 6.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013 г.;
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Детство»
-Устав МАЦРР «ЦРР-Детский сад №91 №Строитель» г. Улан-Удэ

Заказчики
программы

Родители (законные представители), педагогический коллектив.

Руководитель
программы

Киселева О. В., заведующий МАЦРР «ЦРР-Детский сад №91
№Строитель» г. Улан-Удэ

Составитель
программы

Творческая группа педагогов
воспитателя Никитиной Э. В.

Исполнители
программы

Участники образовательного процесса (педагоги, специалисты,
дети, родители (законные предствители)

Срок
реализации

2020-2023 г.г.

Цель

Создание комплекса психолого-педагогических условий для
выявления, формирования и развития талантливых и одаренных
детей, их самореализации в соответствии со способностями.
-выявить детей с признаками талантливости и одаренности в
условиях ДОО;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми
и одаренными и детьми в ДОО;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой,
психомоторной (спортивной) и академической одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей
по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

Задачи
программы

3

под

руководством

старшего

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы

-создание банка данных детей с предпосылками различных видов
одаренности;
-повышение уровня индивидуальных достижений детей в
образовательных, творческих и других направлениях деятельности,
к которым у них есть способности;
-высокая динамика развития продуктивного творческого мышления
детей с общей одаренностью.

Система контроля за
исполнением
Результаты мониторинга качества образования, административный,
программы
тематический контроль с оказанием практической помощи.
Источники
Бюджетные, внебюджетные средства.
финансирования

4

Актуальность программы
В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми
вызывает большой интерес. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с
происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением
внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал
рассматриваться в качестве основного капитала государства. Заниматься с одаренными детьми
совершенно необходимо не только для него самого, но и для общества в целом.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из
ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
-легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
-существенно

меньшим

объемом

помощи

со

стороны

взрослых,

повышенной

самостоятельностью;
-стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
-высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением
любимым делом.
Поэтому, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях
необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить
специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на
собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей.
Программа рассчитана на 2021 - 2024 учебный год.

5

Пояснительная записка
Выявление

одаренных

детей

на

основе

наблюдения,

изучения

психологических

особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны
стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей
целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех
способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной
деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять,
не затормозить рост его способностей - это особо важная задача воспитания и обучения
одаренных детей в детском саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать
нецелесообразным

выделение

таких

воспитанников

в

особые

группы.

Одаренные

воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это
позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и
одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других
воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,
реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных
задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.
Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии
валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным
последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми
определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная
просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научноадекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития
одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас
противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться
педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности,
которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с
одаренными детьми.
Цель программы: создание оптимальных психолого-педагогических условий для выявления,
формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии
со способностями.

6

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и
высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада
для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных
детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовнопрактическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой
личности.
Задачи программы.
-выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ЦРР;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в
ЦРР;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой, психомоторной (спортивной) и
академической одаренности детей;
- повысить

педагогическую

компетентность

педагогов и

родителей

по

вопросам

сопровождения талантливых и одаренных детей.
Механизмы реализации программы
1.Внедрение в практику мониторинга одаренности и ее дальнейшего развития методов,
учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с
одаренными детьми.
2.Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление
развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
3.Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории
развития, как учителя, так и ученика.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера:
-ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
-охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои
знания
7

- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений:
-Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо
понимает и запоминает прочитанное.
-Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью
выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание
математических отношений.
-Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные
способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинноследственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество:
-ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную
работу, занятие;
-демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
-изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
-часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
-способен продуцировать оригинальные идеи;
-способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство:
-ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
-другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
8

- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
-для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший
уровень развития основных двигательных навыков.
Общие принципы образовательного процесса с одаренными детьми
1.Системный подход, который реализуется через:
-интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах
становления, развития их личности;
-интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных
детей, учитывая их способности;
-взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей
культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
-взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы,
кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями,
склонностями и интересами одаренных детей;
-направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы,
включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
-обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного
процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
-наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор
педагогических

кадров,

их

стимулирование,
9

подготовка

и

издание

методических

рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров
и т.д.).
2.Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого
потенциала,

развитию

потребности

и

способности

преобразовывать

окружающую

действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
3.Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что
каждый

одаренный

индивидуальной

ребенок

программе,

должен

воспитываться,

содержание

которой

обучаться

направлено

и
на

развиваться
реализацию

по
его

непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать
ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не
учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным
программным материалом.
4.Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных
детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно
– от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
Во-вторых,

основополагающие

элементы

творческих

способностей,

восприятия

и

деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с
дошкольниками) будут последовательно

проходить все более усложняющиеся этапы

развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия
разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном
преобразовании действительности.
5.Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными
детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать
таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а
последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности,
искусств.
6.Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает

реализацию и

взаимодействие следующих принципов:
-принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной
основе;

10

-принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно
тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой
взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
-принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его
творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
-принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы
на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все
это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
-принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей
необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы
чувств.
Формы работы с одаренными детьми
В работе с одаренными детьми используют следующие формы:
-индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике
элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
-дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам,
интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
-участие в мероприятиях ЦРР, муниципальных, региональных конкурсах;
-консультации, тренинги, тестирование;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
-посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций
по интересам;
-использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры
по предметам, электронная энциклопедия);
-создание детских портфолио.
Направления работы в рамках программы «Маленький магистр»
Координационное направление:
-организация работы всего коллектива детского сада;
-создание предметных базовых площадок;
-интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;
-обеспечение нормативно-правовой базы;
11

-ресурсное обеспечение;
-контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
-проведение диагностики одаренных детей;
-диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
-создание банка данных «Одаренные дети ЦРР».
Кадровое направление:
-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
-создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
-создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
-создание образовательной среды для развития одаренных детей;
-организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуальнотворческих мероприятиях разного уровня;
-обеспечение материально-технической базы;
-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
-использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
-привлечение

внимания

педагогической

общественности,

органов

государственного

управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
-организация работы библиотеки;
-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

12

Основные этапы реализации программы «Маленький магистр»
Реализация программы «Маленький магистр» рассчитана на 4 года
1 этап — диагностико- организационный (Сентябрь-октябрь)
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками
в детском саду.
Задачи:
1.Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме.
2.Разработка программы работы с одаренными детьми.
3.Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение
обязанностей.
4.Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1.Проведение

комплексной

психолого-педагогической

диагностики

индивидуальных

особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
2.Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.
3.Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.
4.Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада,
ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
5.Создание нормативно-правовой базы.
6.Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации
программы.
7.Создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов дошкольных учреждений,
средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений.
8.Разработка авторских и корректировка имеющихся программ воспитателей по различным
видам деятельности в ЦРР, дополнительного образования и индивидуальных образовательных
маршрутов.
2 этап — реализационный, организационно-практический.
Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.
Задачи:
1.Диагностика склонностей воспитанников.

13

2.Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного
исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели,
декады), праздников.
3.Формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми.
4.Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
Планируемые мероприятия:
1.Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными
детьми.
2.Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
3.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с
одарёнными детьми.
4.Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети ЦРР», банка данных
образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
5.Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных
детей.
6.Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование
профессионального мастерства педагогов.
7.Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в ЦРР, регулярное
проведение интеллектуально-творческих мероприятий.
3 этап — итогово-аналитический.
Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
1.Анализ итогов реализации программы.
2.Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах
воспитания и обучения в детском саду.
3.Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
4.Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2.Коррекция проекта и уточнение программы.
3.Дополни¬тельная апробация изменений, внесенных в проект.
4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
14

5.Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
6.Мониторинг личных достижений воспитанников.
7.Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми.
8.Создание системы работы с одаренными детьми в условиях детского сада.
9.Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и
разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты программы
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам
реализации программы:
1.Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет.
2.Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого
ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического
здоровья.
3.Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах,
фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
4.Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения
одаренных детей.
5.Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с
одарёнными детьми.
6.Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными
детьми.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим
критериям:
1.Количество дошкольников занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных
соревнованиях различного уровня.
2.Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду,
удовлетворенности родителей, общественности воспитательно образовательным процессом в ЦРР.
15

3.Количество детей успешно справляющихся с усвоением образовательной программой ЦРР.
4.Количество детей охваченных дополнительным образованием.
5.Ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков.
6.Расширение перечня программ дополнительного образования ЦРР.
7.Количество детей охваченных дополнительным образованием вне ЦРР.
8.Количество выпускников продолжающих получать дополнительное образование по
профилю, полученному в ЦРР.
Мониторинг качества реализации Программы
Первоначальным
диагностический,

этапом

в

работе

подразумевающий

по

развитию

детской

использование

одаренности

разносторонней

является

информации,

включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки
специалистов.
Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности
содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития
внутреннего

потенциала

личности

воспитанников.

Поэтому

методики

охватывают

познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что
позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития
творческого мышления.
Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и
регулярно

отслеживать

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

воспитанников.
Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может
быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий
коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой
иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик
ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в
реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть
замечены как педагогом, так и родителями.
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова.
Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала
16

ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями. Все наиболее
важные качества и характеристики объединены в три группы:
Интегративные личностные характеристики
1.Любопытство.
2.Сверхчувствительность к проблемам.
3.Способность к прогнозированию.
4.Словарный запас.
5.Способность к оценке и самооценке.
Умственное развитие.
Оригинальность
Гибкость мышления.
Продуктивность мышления.
Способность к анализу и синтезу.
Классификация.
Высокая концентрация внимания.
Память.
Характеристика сферы личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи
2. Перфекционизм
3. Противостояние мнению большинства
4. Лидерство
5. Соревновательность
6. Широта интересов
7. Юмор
Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:
-оценить уровень развития каждой характеристики;
-сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.
В результате мы получим “портрет личностного потенциала ребенка”.
Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности.
Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы
умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик;

17

таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы
графического отображения развития ребенка.
Заключение
Представляемая

программа

способствует

созданию

условий

для

построения

образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное,
и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с
детьми со способностями.
Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении. Она позволяет
скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми,
имеющими предпосылки одаренности.
Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных
детей

позволяют

активизировать

творческое

мышление

применимо

к

различным

содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.
Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной достаточности
содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего
потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их
интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и
регулярно

отслеживать

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

воспитанников.
Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей
с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их
способностей и творческого потенциала.

18

Литература
1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты
занятий, психологическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2012.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Мозайка, 2010.
4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных
учреждениях Москвы. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2012.
5. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва:
Педагогическое общество России, 2013.
6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2012.

19

Методика «Определение склонностей ребенка»

Приложение №1

Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу.
Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка.
Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели,
непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей.
Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его
склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь
не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию
ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых
соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку,
ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него
характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь
ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
•
Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
•
Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
•
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и
решения.
•
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
•
Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за
лепкой и рисованием.
•
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме
физических движений.
•
Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и
следствием.
•
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит
много времени на повторение того, что нужно запомнить.
•
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
•
Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
•
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и
настроение музыки.
•
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
•
Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой
словарный запас.
•
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не
догадываются.
•
Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать
новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится
новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
20

Часто руководит играми и занятиями других детей.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру,
красиво выполненную вещь.
•
Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
•
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
•
Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям
постарше.
•
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует
в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
•
Легко общается с детьми и взрослыми.
•
В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
•
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
•
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
•
Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой
интерес и исключительные способности к классификации.
•
Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
•
Инициативен в общении со сверстниками.
•
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное
состояние героев, их переживания и чувства.
•
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
•
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
•
Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих
отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
•
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
•
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
•
Легко входит в роль какого-либо персонажа.
•
Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
______________________________________________
(Фамилия,
имя
ребенка)
_____________________________
____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
•
•

1
7
13
19
25
31

2
8
14
20
26
32

3
9
15
21
27
33

4
10
16
22
28
34

5
11
17
23
29
35

6
12
18
24
30
36

Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
•
интеллектуальная;
•
академических достижений;
21

творческого, продуктивного мышления;
общения и лидерства;
художественная;
двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по
вертикали (плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов)
свидетельствуют о степени выраженности склонности.
•
•
•
•

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ
ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и
приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из
указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей
степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая
низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее
количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная
способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число
запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой.
Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия
для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.
Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и
физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение»
какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего
результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов:
родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа —
родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных
заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь
между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает
недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется
в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп
умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
22

2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год
- два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой
(хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение
художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором
идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть
какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с
увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже
испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после
23

«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол,
баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным,
когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и
художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события),
составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины,
рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с
ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное
назначение
(украшение
для
дома,
одежды
и
т.
д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в
трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою
собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
24

1.
2.
3.
4.
5.

X. Общение и лидерство
Легко приспосабливается к новой ситуации.
Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
Высокая общительность с окружающими.
Стремится к доминированию среди сверстников.
Сверстники обращаются за советом.

Диагностическая проективная методика
«Древо желаний» (В.С.Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей.
(используются картинки и словесные ситуации)
1.
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2.
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте
слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые
игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы
ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все,
что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые
5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
➢
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
➢
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
➢
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
➢
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений,
отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
➢
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
➢
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их
интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.

25

ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
(для воспитателя)
Анкету заполнил: ______________________________________________
Группа: __________________
Вопросы
Ответы
Кого из детей в группе Вы считаете
одаренными?
В чем проявляется одаренность Ф.И. ребенка
ребенка?

Какое поведение у этих детей

Взаимоотношения
сверстниками

детей

Проявления одаренности

Ф.И.ребенка

В нескольких словах о
поведении
каждого
ребенка

со Ф.И. ребенка

Как
сложились
отношения с остальными
детьми

Есть ли трудности в работе с этими
детьми?
Кто из родителей в группе считает
своего ребенка одаренным?

26

Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса
«Дорисовывание фигур»
Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса.
Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка.
Подготовка и проведение исследования.
Детям дается 10 фигур и предлагают поразмыслив, дорисовать эти фигуры так, чтобы
получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале. ( см приложение)
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные
штрихи и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не
угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы,
превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов

27

Карта одаренного ребенка
(находится в кабинете старшего воспитателя)

Приложение №2

1.
ФИО ребенка.
2.
Возраст ребенка (год, месяц).
3.
Медицинское заключение (последний профосмотр).
4.
Сведения о родителях.
5.
Состав семьи.
6.
Статус семьи.
7.
Результаты психологической диагностики
8.
Результаты педагогической диагностики
9.
Результаты социометрического исследования
10.
Область одаренности
11.
Признаки одаренности
12.
Диагностика одаренности
13.
Выводы и рекомендации
14.
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами
воспитательно-образовательного процесса).
15.
Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
16.
Определение целей и задач программы сопровождения.
17.
Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в
программе.
18.
Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы
сопровождения.
19.
Мониторинг программы сопровождения.

28

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Этапы
Задачи
Методы
Сроки
УчастРезультат
ники
Мониторинг
Выявление
-Диагностика
сентябрь Воспитате Составление
развития
признаков
-Наблюдение
ли
психологичесодаренности.
-Анкетирование
Специалис кой
характеАнализ продуктов -Собеседование
ты
ристики и индеятельности,
дивидуального
широты
маршрута разкругозоров
вития ребенка
Развитие
Формирование у -Творческие
октябрь- Воспитате -Повышение
способностей ребенка
задания
апрель
ли
общих
ребенка,
адекватного
-Развивающие
Специалис интеллектуаль
социальная
самовосприятия.
упражнения
и
ты
ных умений
помощь,
Развитие
форм игры
-Активизация
развитие
конструктивного
-Практикум
творческого
коммуникати общения
мышления
со коммуникативно
вных способ- сверстниками.
го общения.
-Овладение
ностей.
коммуникатив
Оказание помощи -Собеседование
ными
в адаптации в -Мозговой
навыками
штурм
окружающем
обще-ния
со
-Просвещение
мире.
сверстни-ками
родителей
и
Расширение
-Повышение
по
кругозора ребенка педагогов
педагогическо,
в
определенной взаимодействию
социальной и
с
ребенком:
сфере интересов.
псибеседы,
хологической
семинары,
ком-петенции у
деловые игры,
роди-телей и
тренинги,
педагогов
индивидуальные
консультации
Мониторинг
Отслеживание
Метод
оценки май
Воспитате -Составление
одаренности
динамики
общей
одали
психологоразвития
ренности:
Специалис педагогическог
одаренности
интеллектуальты
о
портрета
ребенка
ной, коммуниребенка.
кативной сфер.
-Выработка
рекомендаций
по
дальнейшему
сопровождени
ю ребенка.

29

Приложение №3
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения
талантливых детей
Мероприятие
Время
Ответственный
проведения
Подбор и апробация пакета диагностических методик.
август
Воспитатели
сентябрь
Специалисты
Изучение индивидуальных особенностей и интересов сентябрь
Воспитатели
дошкольников
Специалисты ЦРР
Изучение личности педагога
сентябрь
Ст. воспитатель
Консультирование педагогов и родителей
октябрь
Воспитатели
апрель
Выступление на родительском собрании по теме ноябрь
воспитатели групп
«Творческое развитие вашего ребенка»!
Групповое консультирование педагогов по теме «Роль декабрь
Воспитатели
педагога
дошкольного
образования
в
создании
развивающей среды для одаренных детей»
Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме
«Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным
ребенком»
Групповое консультирование педагогов по теме
«Родители одаренных детей: как с ними общаться?
Отслеживание эмоционального настроя детей
на
занятиях.
Подготовка детей для участия в интеллектуальной
конкурс-игре «Что-где-когда?»
Мониторинг эффективности работы.

30

январь

Воспитатели

февраль

Педагог-психолог

ноябрь
апрель
март

Воспитатели

май

Воспитатели

Воспитатели

Приложение 4
ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Образовательная
область

Цели

1

Художественноэстетическое
развитие

1

Приемы

3

Развивать
способность к
созданию
художест-венных
образов с
ориентацией на
звуковой ряд,
зрительные
впечатления,
эмоциональные
переживания.
Создать условия
для осмысления и
обобщения
воспринимаемых
событий и явлений
через создание
графических
образов.
Обеспечить
эмоциональное
отреагирование
психотравмирующ
их переживаний
через
использование
средств
художественной
выразительности.
Формировать
способность
сотрудничать
в творческом
процессе.
Помочь освоить
позитивные
средства
самовыражения
2

4

1. Создание монотипий («Кляксы») с дорисовыванием недостающих деталей в своей
композиции и обсуждением рисунка по вопросам: как ребенок догадался? Что у него
получилось?
2. Рисование «атмосферы», например холодного осеннего ветра, с последующим
дорисовываением листьев под музыкальное сопровождение.
3. «Ниткография».
4. Рисование знакомых сказочных объектов в новых ситуациях, например теремка в
Африке.
5. Интерпретация цветовой гаммы («О чем рассказывает цвет?»).
6. Свободное рисование.
7. Коммуникативное рисование (парами).
8. Совместное рисование (все на одном листе).
9. Дополняющее рисование (по очереди в кругу одно изображение).
10. Работа с готовыми рисунками с опорой на речь: вербализация графических образов
(диалог, пересказ, рассказ, сочинительство).
11. Изображение комических деталей.
12. Рисование перевертышей.
13. Создание или изображение сказочных ситуаций, персонажей с последующим
изображением. Типы заданий: предметно-тематические, образно-символические
(абстрактные
понятия),
игры
и
упражнения
с
предметно
не оформленными изображениями (например, волшебные пятна), игры и упражнения
с изобразительными материалами для познания их экспрессивных возможностей.
14. Сочинение сказки, например «Приключения Маши в сказочном домике».
(Декорация: дом из большого куска картона с вырезанными окнами; кукла Маша,
герои сюжета, придуманные и нарисованные детьми на плотной бумаге, вырезанные
по контуру.)
Ведущий показывает детям дом и предлагает заселить его разными фантастическими
и сказочными персонажами, любыми по выбору детей. Для этого дети должны
изобразить
на
бумаге
тот
персонаж,
который
им
хочется,
и вырезать его по контуру. После выполнения задания, ведущий предлагает сочинить
историю о кукле Маше, которая случайно зашла в сказочный домик. Ведущий
поочередно показывает в окошках дома изображения персонажей, нарисованных
детьми (каждый ребенок должен озвучить свой персонаж, вступив в диалог с куклой
Машей, которую озвучивает ведущий), и куклу Машу, которая вступает в разговор с
каждым персонажем. Сюжет сказки развивается в импровизированном диалоге,
направляемым ведущим.
15. Активное прослушивание произведений с дискуссией, предполагающей
обсуждение своих мыслей, субъективных переживаний и образов-ассоциаций.
3

16. Выражение своих эмоций с помощью несложных музыкальных инструментов без
использования речи, в том числе на определенную тему, например «Веселый
разговор», «Приглашение на праздник».
31

Познавательное развитие
Речевое развитие.

Развивать:
– способность
передавать
результаты
восприятия
образов
художественной
литературы с
помощью
вербальных,
невербальных и
имитационных
средств
выразительности;
– способность
действовать с
предметами-заместителями и
воображаемыми
предметами;
– диалогическую
речь;
– ассоциативное
мышление,
способность
к комбинаторике;
– способность
рассуждать

1

17. Вокал в кругу, в том числе воспроизведение мелодии с закрытым ртом.
18. Хоровое пение с привлечением внимания к своей телесной сфере, с ориентацией
на группу.
19. Использование карты эмоций, настроения с предметным цветовым отражением
нюансов переживаний, вызванных музыкальным произведением (например, розовый –
светлая радость, ярко-красный – бурная радость).
20. Свободное раскачивание под музыку.
21. Чередование расслабления и напряжения, связанных с дыханием, под музыку.
22. Перемещение по помещению строго определенным образом под музыкальное
попурри.
23. Движения в кругу.
24. Активное воплощение музыкальной атмосферы (импровизированный танец под
фрагменты музыкальных произведений)
1. Разыгрывание прибауток (один ребенок рассказывает текст, а другие дети (3–5
человек) исполняют роли с использованием невербальных средств выразительности).
2. Этюды с пальчиковой куклой – разыгрывание ситуаций. Например: идет лиса,
увидела сыр, остановилась, вдруг услышала лай собак и убежала.
3. Сочинение сказки с показом героев с помощью пальцев рук.
4. Этюды с куклой-варежкой. Например: лисичка стоит у окошка избушки, в которой
живут
котик
с
петушком,
и подслушивает, о чем они говорят. Или: лисенок увидел на другом берегу ручья свою
маму, но не решается залезть воду, трогает ее лапкой – вода такая холодная, да и ручей
глубокий.
(Дети выполняют этюды по очереди, после показа ведущего).
5. Этюды на выразительность жестов (играющий должен без слов рассказать о
размерах и форме хорошо знакомых ему предметов; отгадавший показывает свой
предмет, в том числе по художественным текстам «Игра с камушками»: дети
представляют, что гуляют по берегу моря, то нагибаются за приглянувшимся
камушком,
то входят в воду и зачерпывают ее ладонями, затем садятся на песок и начинают
играть с камушками – подбрасывают их вверх и ловят, кидают вдаль).
6. Создание мнимой ситуации в театрализации произведения художественной
литературы).
7. Разыгрывание эпизодов из знакомых сказок. Например: встреча Малыша и
Карлсона, Золушка приходит домой после бала.
8. Разыгрывание эпизодов из знакомых сказок с помощью дымковской, богородской
и других народных игрушек.

2

3
9. Разыгрывание эпизодов из знакомых сказок с использованием в
качестве декораций и атрибутов предметов-заместителей: лоскутков,
коробочек, кусочков бумаги и т. п.
10. Исследование облика героя (например: что такое колобок? Из чего он
32

слеплен? Как он пахнет? Как выглядит каждый из зверей? Как он
двигается? Какие звуки издает? Какой у него характер? и т. д.).
11. Анализ сюжетных линий сказок, мотивов, поступков персонажей и
их последствий.
12. Рассказывание сказки от имени персонажа.
13. Придумывание нового окончания сказки.
14. Введение в сказку нового персонажа.
15. Изменение личностных характеристик знакомого персонажа или его
поступков.
16. Инсценирование сказок.
17. Придумывание новых сказок с известными персонажами.
18. Использование кусочков ткани различной величины и формы в
качестве атрибутов к сказке.
19. Сочинение сказки с использованием различного материала и
настольного театра.
Например, на большом листе бумаги надо нарисовать несколько
деревьев и между ними в разных местах неболь-шие фигурки
неопределенной формы и линии. Ведущий предлагает детям дорисовать
поочередно все неоконченные изображения, превратив их в деревья,
цветы, бабочек, птиц и т. п. Линии дети превращают в то, чего
не бывает на самом деле. Нарисованный Чудесный лес служит
декорацией к настольному театру. Ведущий предлагает придумать
историю про одного из обитателей Чудесного леса с привлечением
элементов‫ ׳‬настольного театра.
20. Этюды на воссоздание атмосферы, например «Атмосфера» М.
Чистяковой. Дети делятся на две группы. Одна группа с помощью
ведущего изображает атмосферу на пляже, карнавале, прогулке в лесу
и т. д. Другая группа должна угадать место.
21. Игра-фантазирование «Настроение и жизнь предмета».
Например, ведущий предлагает детям рассказать истории о разных
предметах, характеризуя, сколько им лет, с кем они дружат, как они живут.
Например, кастрюля – веселая толстушка-хохотушка, когда ее ставят на
огонь, вода начинает в ней кипеть и булькать, она дребезжит крышкой.
Она добрая и щедрая – всех кормит. Кастрюля дружит с половником и
шумовкой. Она любит модничать, сдвигая крышку на бок, как шляпку.
Ведущий предлагает детям по собственному усмотрению выбрать
предмет и составить подобный рассказ о нем.
22. Создание проектов.
23. Исследовательские наблюдения.
24. Эксперименты.
25. Отгадывание и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов.
26. «Оживление» картинки через двигательное изображение и
вербализацию эпизодов. «Разгадывание» картинки путем сочинения по
ней сказки и истории после наводящих вопросов взрослого.
27. Решение мыслительных задач возрастающей трудности, требующих
повышенных усилий, неоднократных попыток преодоления неуспеха
1

Социальнокоммуникативное развитие

2

Развивать способность
действовать
коллективно в
творческом процессе.
Учить анализировать

3

1. Сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной
ситуации; имитационные игры, изображающие какой-либо
социальный процесс; интерактивные игры – игры на
взаимодействие;
социально-поведенческие
(психотехнические), направленные на обучение модели
33

стратегии поведения
в конфликте.
Развивать отношения,
построенные на
равноправии или
готовности
конструктивно решать
проблемы, связанные
с занимаемым
положением в группе;
помочь ребенку
ощутить единение с другими детьми.
Развивать умение
выражать интерес к
другим, проявлять
уважение,
толерантность.
Формировать умение
налаживать дружеские
взаимоотношения.
Учить самостоятельно
принимать решения
и брать на себя
ответственность.
Содействовать в
освоении моральных
норм
и правил поведения.
Нивелировать
тревожность, развивать
уверенность в себе.
Стабилизировать
эмоциональный фон.

1

2

Формировать
психологически
безопасное поведение

конструктивного поведения в разрешении конфликтной
ситуации.
2. Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование
выхода из них.
3. Психогимнастика.
4. Чтение и обсуждение художественных произведений.
5. Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных
фильмов с последующим моделированием новых версий.
6. Дискуссии.
Прослушивание
музыкальных
произведений,
рассматривание репродукций, фотографий, сочетаний
цветов разной эмоциональной окраски. Формирование
представлений об эмоциональной атмосфере, связанной с
той или иной социальной ситуацией.
7. Обращение к собственному опыту социальных
переживаний.
8. Рефлексия собственного текущего поведения на основе
полученных социальных знаний и навыков, когда реальные
ситуации становятся объектами обсуждения, анализа,
интепретации и воплощения.
9. Ведение самодельной книги-тетради по рубрикам:
– вещи, которые я люблю;
– люди;
– любимые книги, мультфильмы, фильмы;
– любимые животные и птицы;
– совершенные мной хорошие поступки;
– дела, в которых я преуспеваю;
– качества, которые мне особенно нравятся в людях;
– любимые места;
– вкусная еда;
– приятные сны, мечты.
10. Рисунки на темы «Что я люблю больше всего», «Что я
умению делать хорошо» (все рисунки складывают
в
корзинку,
вынимают,
автор
комментирует
присутствующим свое мнение).
11. Переименование предметов в соответствии с игровой
функцией.
Использование
многофункциональных
предметов (кубики, части конструктора, бросовый материал
и пр.).
12. Выполнение ролей в режиссерской игре.
13. Организация отобразительной сюжетно-ролевой игры,
например по мотивам мультфильма, рассказа, сказки.
14. Драматизации любимых сказок.
15. Объединение как можно большего количества предметов
(от 2 до 10–15) в игре.
16. Придумывание игр с правилами.
3

18. Игры с реальными предметами в воображаемой ситуации (например, детям
раздают камешки различной величины и формы; они должны представить и
обращаться с камешками так, если бы они были: горячими, холодными, очень
красивыми и т. п.).
34

19. Создание ситуаций борьбы мотивов.
20. Объяснение ребенку поведения взрослого, помощь в понимании взрослого,
прогнозировании
его
действий.
В различных ситуациях общения взрослый может не реагировать немедленно,
а предложить: «Попробуй-ка угадать, что я сейчас думаю, что чувствую, что хочу
сказать», «Как ты думаешь, почему я тебе это говорю? Почему прошу поступить
именно так, а не иначе, почему не советую тебе делать это?» и т. д.
21. Прогнозирование и обсуждение возможных последствий действий.
22. Создание внешних опор (например, условных сигналов), помогающих
ребенку осуществлять саморегуляцию. Для того чтобы помочь ребенку
переключиться с одного действия на другое, можно использовать будильник
или таймер. «Посмотри на часы. Сейчас стрелка на цифре 1. Ты будешь
рисовать до тех пор, пока стрелка не подойдет к цифре 4. Тогда часы зазвонят, и
мы будем обедать».
23. Наделение детей функциями контролера, носителя норм и требований.
24. Соревнования со взрослым.
25. Совместное со взрослым создание сценария, программы действий.
(«Сегодня пятница. Давай подумаем и нарисуем, что мы сегодня будем делать.
Вот лист бумаги, бери карандаш. Вот ты проснулся. А что теперь нарисуем? Да,
ты кушал, завтракал. А дальше? Нарисуем машинку. Что это значит? Будешь
играть. А потом? Пойдем на улицу. Рисуй дорогу, деревья, а вот и мы с тобой.
А дальше? Да, вот обед на столе» и т. д). Этим планом руководствуются в
течение дня. Вечером, перед сном, можно по картинкам вспомнить и обсудить
весь день.
26. Совместная выработка правил, заключение договоров.
27. Действие в игровом образе (хорошо использовать для выработки у ребенка
саморегуляции, переключения внимания, например для перехода от шумной
игры к тихой). Описание эмоций с музыкальным сопровождением, показом
репродукций, фотографий, цветовых сочетаний.
28. Анализ и обсуждение эмоционального опыта ребенка.
29. Импровизация движений под музыку, передающую определенное
настроение.
30. Эмоциональное воплощение людей и животных, анализ используемых
выразительных средств.
31. Анализ типичных для жизни ребенка ситуаций, в том числе стрессовых, с
использованием модели: уверенная, неуверенная, агрессивная реализация,
через ассоциации с поведением животных, сказочных персонажей.
32. Моделирование в игре возможных реальных опасных ситуаций.
33. Создание ситуаций морального выбора.
34. Взаимные договоренности.
35. Оказание помощи взрослому

1

2

Физическое Развитие
развитие
двигательного
воображения.
Формирование
осмысленной

3

1. «Диалог» с органами собственного тела при выработке разнообразных
двигательных навыков, например рационального дыхания.
2. Обучение статическим и динамическим позам через создание
выразительных образов.
3. Создание «мышечного корсета» положительных психоэмоциональных
35

психомоторики.
Формирование и
закрепление
целостного
психосоматического
состояния, чувства
защищенности,
безопасности.
Углубление осознания
строения и
возможностей своего
тела, развитие
уверенности в себе.
Снятие
психоэмоционального
напряжения
и развитие чувства
собственного
достоинства.
Развитие социальных
навыков, обогащение
социального опыта
путем безопасного
двигательного
взаимодействия.
Формирование
осознания
собственных
переживаний за счет
их выражения в
движении

состояний: радости, бодрости, уверенности.
4. Развитие чувства ритма через ритмизацию движений под мелодии,
небольшие тексты.
5. Спонтанные движения под музыку.
6. Чередование напряжения и расслабления под счет, метроном, музыку.
7. Выполнение движений по сигналу (зрительному, слуховому, вербальному,
невербальному).
8. Выполнение разнообразных движений в кругу.
9. Перемещение по помещению определенным образом под музыку,
метроном.
10. Выполнение разнообразных движений со сменой поз

36

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».