СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете № 1 от «01» сентября 2022г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАЦРР «ЦРР - Детский сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ _____________ О. В. Киселева Приказ от 01.09. 2022г. №26 вступает в силу 01.01.2022г. Положение об оказании коррекционно-развивающего сопровождения в группе комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение регулирует деятельность педагогов сопровождения в группах комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в МАДОУ ЦРР-Детский сад№91 «Строитель» г.Улан-Удэ (далее ЦРР). 1.2. Нормативными основаниями для деятельности комбинированных групп являются: - федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г; - приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 от 15 мая 2013 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; - приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 года No 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Устав ДОО. 1.3. Положение принимается Педагогическим советом ДОО и утверждается приказом заведующего. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся педагогическим советом ЦРР и утверждаются заведующим. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2.1. Целью деятельности группы комбинированной направленности является: - всестороннее формирование и развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей в условиях группы комбинированной направленности; - оказание помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья в освоении Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП ДО) для детей с ТНР (ОНР). 2.2. Основными задачами группы комбинированной направленности являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе детей с ТНР (ОНР).; - осуществление интеллектуального и личностного развития здоровых детей и детей с ТНР (ОНР); - обеспечение социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития детей, в том числе детей с ТНР (ОНР); - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - формирование заботливости, самостоятельности, правильных взаимоотношений в коллективе, интереса детей к совместным играм и общим занятиям; - взаимодействие с семьями здоровых детей и детей с ОВЗ для обеспечения полноценного развития детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе детей с ТНР (ОНР); - обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи воспитанникам с ТНР (ОНР) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; - обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с ТНР (ОНР) АООП ДО; - обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками с ТНР (ОНР); - содействие полноценной интеграции детей с ТНР (ОНР) в среду здоровых детей; - повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей с ТНР (ОНР); - организация помощи родителям по воспитанию детей с ТНР (ОНР) в семье; - укрепление преемственных связей ЦРР со школой, различными общественными организациями. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 3.1. Создание групп в ЦРР (и зачисление детей в группы) оформляется приказом заведующего ЦРР на основании заключения РПМПк на каждого ребенка с рекомендациями о форме оказания коррекционно-развивающего сопровождения (для детей с ограниченными возможностями здоровья), заявлений и договоров с родителями или законными представителями детей. 3.2. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ТНР (ОНР) 3.3. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в ЦРР в группы комбинированной направленности при наличии условий для коррекционной работы. 3.4. При организации группы комбинированной направленности необходимо: -создавать условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуальноориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР (ОНР); -обеспечить специальную помощь воспитанникам, включенным в обучение (обеспечить наличие специалистов); - иметь индивидуальные образовательные маршруты на каждого воспитанника с ТНР (ОНР); -иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения воспитанника, его коррекционную подготовку; -планировать осуществление плановой подготовки (переподготовки) кадров для работы с детьми с ТНР (ОНР); -следовать рекомендациям, содержащимся в заключение РПМПк, выполнять требования специальных (коррекционных) программ. 3.6. Наполняемость групп комбинированной направленности устанавливается в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников с учетом рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13. 3.7. Группа комбинированной направленности функционирует 5 дней в неделю с 10,5часовым ежедневным пребыванием детей с 07:30 до 18:00. 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 4.1. Содержание воспитательно-образовательного процесса в группах комбинированной направленности строится в соответствии с основной образовательной программой ЦРР (далее – образовательная программа), разработанной в ДОО, принятой Педагогическим советом и утвержденной заведующим, в том числе для детей с ТНР (ОНР) в соответствии с АООП ДО. 4.2. Коррекционная работа в группе комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) проводится с учетом режима работы ЦРР во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, двигательной, продуктивной, а также восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не должен превышать: – для детей пятого года жизни - 4 часа; – для детей шестого, седьмого года жизни - 8 часов 30 мин. 4.3. Формами организации воспитательно-образовательного процесса в группах комбинированной направленности являются непрерывная образовательная деятельность (далее – НОД), совместно организованная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей. Для воспитанников с ОВЗ коррекционная работа строится в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. При необходимости воспитанники с ОВЗ обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. 4.4. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий определяется: – для детей шестого года жизни: индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых 20-25 минут; – для детей шестого, седьмого года жизни: индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут. 4.5. Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий в группе комбинированной направленности определяются образовательной программой, АООП ДО и индивидуальными особенностями воспитанников. 5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5.1.Для работы в группах комбинированной направленности назначаются: - воспитатели; - учитель-логопед; - педагог-психолог; - музыкальный руководитель; - инструктор по физической культуре. 5.2. Особенностями организации работы воспитателя в группе комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР): - планирование (совместно с другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ТНР (ОНР); - планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников; - соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ТНР (ОНР); - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ТНР (ОНР) с учетом рекомендаций специалистов; - консультирование родителей (законных представителей) детей с ТНР (ОНР) по вопросам воспитания ребенка в семье; - ведение необходимой документации. 5.3. Деятельность учителя-логопеда в группах комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) включает в себя: - участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и речевого развития ребенка в условиях семьи и ЦРР ) в рамках реализуемой программы; - проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых занятий по речевому развитию с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей; - планирование коррекционной речевой деятельности в группе, организуемой воспитателями; - проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам речевого развития ребенка в семье; - осуществление преемственности в работе ЦРР и семьи, оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам речевого развития ребенка в семье; - консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы; - заполнение отчетной документации. 5.4. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника с ТНР (ОНР). В его функции входят: - психологическое обследование воспитанников; - участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и ЦРР); - проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; - проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье; - осуществление преемственности в работе ЦРР и семьи; - консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы; - заполнение отчетной документации. 5.5. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Организация его работы предусматривает: - взаимодействие со специалистами группы по вопросам организации совместной деятельности детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.; - проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами); - консультирование родителей (законных представителей) по использованию музыкальных средств в воспитании ребенка; - ведение соответствующей документации. 5.7. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, их физического развития, пропаганду здорового образа жизни. В группе комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья организация его работы предусматривает: - проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей; - планирование совместной деятельности воспитанников группы; - подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; - подготовка и проведение дополнительных занятий коррекционной направленности; - оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; - регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОО) физической нагрузки на воспитанников; - ведение необходимой документации. 5.8. Младший воспитатель участвует в проведении с воспитанниками группы Комбинированной направленности с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей: - процесса организации различных видов деятельности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, двигательной, продуктивной, а также восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда; - НОД, организуемой воспитателем; - занимательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; - самостоятельной деятельности детей. 5.9. Заведующий ЦРР: - обеспечивает условия, направленные на коррекцию и профилактику нарушений развития детей с ОВЗ; - обеспечивает комплектование группы комбинированной направленности; - приказом по ЦРР утверждает список воспитанников группы комбинированной направленности; - осуществляет контроль за работой группы комбинированной направленности. 5.10. Старший воспитатель: - планирует, координирует взаимодействие педагогических работников ЦРР, родителей (законных представителей) воспитанников группы комбинированной направленности по вопросам освоения образовательной программы и АООП ДО для детей с ТНР (ОНР); - обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников МАДОУ ДОО, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников группы комбинированной направленности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста; - обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников ЦРР и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ТНР (ОНР); - организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы комбинированной направленности содержания образовательной программы для здоровых детей и АООП ДО для детей с ТНР (ОНР); - осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы с детьми с ТНР (ОНР). - Контролирует: - соблюдение требований к максимально допустимому объему недельнойобразовательной нагрузки; - планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; - применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей с ОВЗ. 5.11. Родители (законные представители): - создают в семье благоприятные условия для общего развития ребенка; - взаимодействуют с педагогическими работниками ЦРР по вопросам коррекции нарушений ребенка с ТНР (ОНР). 6. ОПЛАТА ТРУДА 6.1. Оплата труда работников устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными актами ЦРР. 6.2. Работникам могут производиться компенсационные и стимулирующие выплаты в пределах выделенных ассигнований в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и локальными актами учреждения. 7. ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 7.1. Для осуществления коррекционной работы с воспитанниками ТНР (ОНР) необходимо наличие следующей документации: -заключение РПМПк с рекомендациями о форме оказания коррекционно-развивающего сопровождения для детей; -заявление родителей (законных представителей) детей ТНР (ОНР), о зачислении воспитанника в группу комбинированной направленности и заявление о его отчислении; -договор между родителями (законными представителями) воспитанников ТНР (ОНР) и ЦРР об обучении воспитанника в группе комбинированной направленности по специальной программе; -планы работы: перспективный и календарный планы работ педагогов и специалистов, график подгрупповых и индивидуальных занятий; -индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника с ТНР (ОНР); -тетради для занятий и взаимосвязи с воспитателями; -методические рекомендации взаимодействия с воспитателями группы по организации индивидуальной коррекционной работы в группе; -журнал консультаций. 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на группу распространяется Устав ЦРР, зарегистрированный в установленном законном порядке.