Положение об АООП ЦРР

Принято
на педагогическом совете
№ 1 от «01» сентября 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАЦРР «ЦРР - Детский сад
№ 91 «Строитель» г. Улан-Удэ
_____________ О. В. Киселева
Приказ от 01.09. 2022г. №26
вступает в силу 01.01.2022г.

Положение
о разработке и реализации адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования
для воспитанников с ОВЗ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в редакции от 25 июля
2022 года (п. 28 ст. 2, п. 6, ст. 28, п.п. 1-4 ст.79), Федеральным законом «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ с изменениями на
28 июня 2021 года, приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020
года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования», а также с Уставом дошкольного образовательного
учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность учреждения.
1.2. Данное Положение устанавливает цель и задачи адаптированной основной
образовательной программы, требования к еѐ структуре, порядок разработки и
утверждения, условия реализации, определяет права и обязанности участников
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в детском
саду.
1.3. Адаптированная основная образовательная программа ЦРР (АООП) —
образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных воспитанников.
1.4. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образовательного
учреждения (далее – АООП ЦРР) – нормативный документ Учреждения, созданный
группой педагогов на базе основной образовательной программы дошкольного образования
Учреждения в соответствии с психофизическими особенностями и особыми
образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится воспитанник.
При этом адаптированию и модификации подлежат:
 основная образовательная программа дошкольного образования учреждения;

индивидуальные рабочие тетради;
 электронные средства и формы организации обучения и воспитания;
 формы организации образовательной деятельности;
 способы
образовательной работы с воспитанниками, имеющими особые
образовательные потребности (способы организации коллективной деятельности,
способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы
работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний,
компетенций и др.).
1.5. АООП ЦРР разрабатывается самостоятельно дошкольным образовательным
учреждением с учетом федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования и (или) федеральных государственных образовательных
стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной образовательной программы
дошкольного образования и в соответствии с особыми образовательными потребностями
лиц с ОВЗ (в том числе с инвалидностью).
1.6. Адаптация основной образовательной программы ЦРР осуществляется с учетом
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы
реабилитации инвалида (или ребенка с ОВЗ) по следующие направлениям деятельности:
- анализ и подбор содержания;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации образовательной
деятельности и включает в себя:
 анализ требований федерального государственного образовательного стандарта,
содержания примерных программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья;
 учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ, в том числе с
инвалидностью (по представленным родителями (законных представителей)
документам);
 проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной основной
образовательной программы;
 определение временных границ освоения АООП ДО;
 при проектировании АООП ЦРР указывается отрезок времени, покрываемый
реализацией содержания программы;
 четкое формулирование цели АООП ЦРР;
 определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной основной
образовательной программы;
 определение содержания, планирование форм реализации АООП ЦРР;
 планирование участия в реализации АООП детского сада различных специалистов
(воспитателей, психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре и др.).
1.7. Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АООП
ЦРР родителей (законных представителей) воспитанника с ОВЗ или группы дошкольников
с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
1.8. Решение о переводе воспитанника с ОВЗ на АООП ЦРР принимается на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (РПМПК) и по заявлению
родителей (законных представителей).
1.9. Завершается освоение АООП ЦРР в том случае, если воспитанник соответствует
целевым ориентирам дошкольного образования (возрастных характеристик возможных
достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства и к концу
дошкольного образования) или решением РПМПК.
1.10. ППК дошкольного образовательного учреждения ежегодно утверждает АООП ЦРР
для воспитанников с ОВЗ (в том числе с инвалидностью) и (или) группы дошкольников с
ОВЗ.


1.11. АООП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников,
рассматривается Педагогическим советом ЦРР и согласовывается с родителями (законными
представителями) воспитанника с ОВЗ, ребенка-инвалида утверждается заведующим
детским садом.
2. Цель и задачи АООП
2.1. Целью адаптированной основной образовательной программы является планирование,
организация и управление адаптированных образовательных программ дошкольного
образования в детском саду.
2.2. AOОII определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми
должны овладеть воспитанники с ОВЗ, имеющие различные нарушения в развитии,
оптимально распределяет время по темам.
2.3. АООП способствует совершенствованию методики проведения непосредственно
образовательной деятельности воспитанников, активизирует их познавательную
деятельность, развитие творческих способностей, что способствует применению
современных образовательных технологий.
2.4. АООП выполняет следующие основные функции:

нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль освоения
программы воспитанниками;

информационную - позволяет получить представление о целях содержания,
последовательности и сроках изучения образовательной программы;

методическую - определяет пути достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы, используемые методы, образовательные технологии;

организационную - определяет основные направления деятельности педагогического
коллектива и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств для
образовательной деятельности.
2.5. Адаптированная основная образовательная программа должна отвечать следующим
характеристикам:

целостность - обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и
последовательности действий для реализации цели;

актуальность - ориентация на потребности сегодняшнего дня системы образования
детей с ОВЗ;

прогнозируемость - способность в планируемых целях и действиях проектировать
эффективные решения;

рациональность - определение таких способов достижения цели, которые в
конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;

контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения
соответствующих способов их проверки;

корректируемость - своевременное обнаружение и быстрое реагирование на
возникающие отклонения и изменения.
3. Требования к структуре АООП
Компонентный состав структуры АООП для воспитанников с ОВЗ:
3.1. Титульный лист АООП содержит:

информацию о ЦРР, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена
АООП;

гриф согласования АООП (с указанием даты, Ф.И.О. родителя (законного
представителя) ребенка с ОВЗ);

гриф рассмотрения АООП (с указанием даты проведения и номера протокола
заседания Педагогического совета);

гриф утверждения программы заведующим дошкольным образовательным
учреждением (с указанием даты и номера приказа);

полное наименование АООП с указанием категории детей, для которых она
разрабатывается;

информацию об авторах, разработчиках АООП (ФИО педагога (-ов), возможно
указание стажа работы, категории);

год составления АООП.
3.2. Структура АООП должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной
программы дошкольного учреждения и содержать три раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.
3.3. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения воспитанниками АООП;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Пояснительная записка АООП содержит:

цели и задачи реализации программы для детей с ОВЗ;

общую характеристику АООП, в том числе нормативные документы, на основании
которых она разработана;

категории детей с ОВЗ;

примерные и/или комплексные программы общего образования, включая программы
для обучения и воспитания детей с ОВЗ;

принципы и подходы к формированию АООП, значимые для разработки и
реализации АООП, в том числе специальные;

психолого-педагогическую характеристику воспитанников с ОВЗ;

описание особых образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ;

планируемые результаты освоения АООП, критерии оценивания качества освоения
программ дошкольного образования.
3.4. Содержательный раздел содержит:

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
воспитанника, представленными в образовательных областях;

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с
учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, возможностей
и интересов, особых образовательных потребностей, описание взаимодействия
взрослых с детьми;

описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Программа коррекционной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья включает цели и задачи коррекционной
работы с детьми на всех ступенях общего образования,
индивидуальные
образовательные программы и маршруты, описание системы комплексного
психолого-медико-социального сопровождения и поддержки детей с ОВЗ,
включающей комплексное обследование, мониторинг динамики развития,
коррекционную работу, механизм взаимодействия, предусматривающий общую
целевую и единую стратегическую направленность работы (внутреннее
взаимодействие, внешнее взаимодействие), рабочие программы узких специалистов,
планируемые результаты коррекционной работы.
3.5. Организационный раздел включает:

психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ;

описание материально-технических условий, необходимых для данного ребенка с
ОВЗ, инвалидностью;


особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

организация развивающей предметно-пространственной среды;

кадровые условия реализации программы, предусматривающие общую целевую и
единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее
взаимодействие);

индивидуальный учебный план;

распорядок или режим дня, если он имеет особенности;

распорядок коррекционно-развивающих занятий со специалистами;

перечень нормативных и нормативно-методических документов и литературных
источников (обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям
детей с ОВЗ, и детей-инвалидов).
3.6. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с ОВЗ.


Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4244

4. Порядок утверждения и внесения изменений в АООП
4.1. Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается психологомедико-педагогическими консилиумом дошкольного образовательного учреждения в
соответствии с настоящим положением и представляется для рассмотрения на
Педагогический совет детского сада.
4.2. АООП рассматривается на заседании Педагогического совета, результаты рассмотрения
заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям,
согласуется с родителями (законными представителями) воспитанника с ОВЗ.
4.3. АООП утверждается заведующим ЦРР. В случае несоответствия АООП и основной
образовательной программы установленным требованиям производится доработка
программы.
4.4. АООП может изменяться и дополняться по решению Педагогического совета ЦРР.
4.5. Основания для внесения изменений:

обновление системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей
содержание дошкольного образования);

предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном
году;

предложения Педагогического совета, администрации ЦРР;

рекомендации специалистов РПМПК.
4.6. Дополнения и изменения в АООП могут вноситься ежегодно перед началом нового
учебного года. При накоплении большого количества изменений АООП корректируются в
виде новой редакции программы.
5. Условия реализации адаптированной основной образовательной программы
5.1. Реализация АООП должна предусматривать создание в дошкольном образовательном
учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной
категории лиц с ОВЗ.
5.2. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:

по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);

по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогамипсихологами, его психологическое сопровождение;

по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и
социальной помощи;

по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность.

6. Права и обязанности родителей
6.1. Родители (законные представители) имеют право:

защищать права и законные интересы ребенка в ЦРР;

знакомиться с АООП, вносить предложения, изменения в программу с учетом
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии);

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами диагностики
индивидуального развития своих детей.
6.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей обязаны:

обеспечить получение детьми дошкольного образования;

соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных
нормативных актов, которые устанавливают режим занятий с детьми, порядок
регламентации образовательных отношений между дошкольным образовательным
учреждением и воспитанником и (или) их родителями (законными представителями),
а также оформления возникновения, приостановления и прекращения этих
отношений;

уважать честь и достоинство работников учреждения.
7. Права и обязанности педагогов ЦРР
7.1. Педагоги имеют право:

принимать участие в разработке АООП;

вносить предложения на заседания РПМПК по корректировке АООП по результатам
промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка;

взаимодействовать с родителями (законными представителями ребенка) в целях
реализации АООП.
7.2. Педагоги обязаны:

обеспечивать реализацию утвержденной АООП;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;

учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья;

педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям,
не имеющим отношения к реализации АООП;

педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях,
которые установлены федеральными законами.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4244

8. Ответственность и контроль, хранение АООП
8.1. Ответственность за полноту и качество реализации АООП возлагается на педагогов
дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOOП возлагается
на заместителя заведующего ЦРР.
8.3. АООП хранится в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ.
8.4. К АООП имеют доступ все педагогические работники и администрация детского сада.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете ЦРР и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».