Утверждаю Заведующий МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ О. В. Киселева «01» сентября 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ О группе комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Принято на педагогическом совете № 1 протокол «01» сентября 2022 года г. Улан-Удэ 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность групп комбинированной направленности в МАДОУ ЦРР «Детский сад №91 «Строитель» (далее дошкольной образовательной организации - ДОО) для детей с тяжелыми нарушениями речи Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом дошкольной образовательной организации, Положением о РПМПк г.Улан-Удэ. 1.2. Группа комбинированной направленности (далее ГКН) создается в дошкольной образовательной организации при наличии необходимых условий для организации коррекционной работы. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация обязана обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы. 2.Цели и задачи ГКН 2.1. Цель организации ГКН в ДОО - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими основной общеобразовательной программы и подготовка детей к успешному обучению в школе. 2.2. Основные задачи ГКН дошкольной образовательной организации: • Формировать правильное произношение; • Формировать лексические и грамматические средства языка; • Развивать навыки связной речи; • Предупреждать возникновение нарушений чтения и письма; • Активизировать познавательную деятельность детей; 2.3. Деятельность ГКН может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя ДОО. 3.1. ГКН формируется из детей 5-7 лет старших и подготовительных групп при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, имеющие речевое нарушение. 3.2. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в ГКН дошкольной образовательной организации только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико- педагогической комиссии, 3.3. Длительность пребывания ребенка в ГКН устанавливается РПМПк и зависит от структуры речевого дефекта. 3.4. В первую очередь в ГКН зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ. 3.5. Для зачисления ребенка в ГКН необходимы следующие документы: • Заключение РРПМПк с рекомендациями о посещении ГКН и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка; • Заявление родителей (законных представителей) о зачислении в ГКН. 3.6. В группе предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста и составляет: • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6-15 детей 4.Организация деятельности группы комбинированной направленности (ГКН) 4.1. ГКН в образовательной организации создаются приказом заведующего на основании заключений РПМПк. 4.2. В ГКН дошкольной образовательной организации зачисляются дети одного возраста и уровня речевого развития. Срок коррекционно- развивающей работы 1-2 года. 4.3. ГКН функционируют 5 дней в неделю с 10,5-часовым пребыванием детей. 4.4. Режим работы ГКН с 7.30 до 18.00 4.5. ГКН обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей. 4.6. Приему в ГКН дошкольной образовательной организации не подлежат дети, имеющие: • Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; • Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза; • Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы; • Нарушения общения в форме РДА (раннего детского аутизма); • ЗПР; • Заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в образовательную организацию 4.7. На каждого ребенка, зачисленного в ГКН, учитель- логопед заполняет речевую карту. 4.8. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 4.9. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушением речи. 4.10. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения. 4.11. Продолжительность групповых логопедических занятий: • в старшей группе - 20-25 минут; • в подготовительной группе - 25-30 минут. 4.12. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда. 4.13. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушением речевого развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели логопедических групп, младшие воспитатели. 4.14. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в ГКН несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий образовательной организации. 4.15. Выпуск детей из ГКН осуществляется ППк после окончания срока коррекционно-логопедического обучения. 5.Образовательный процесс в ГКН 5.1. Образовательный процесс в ГКН осуществляется по комплексной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи Н. В. Нищевой, а также по индивидуальным коррекционным планам, составляемым на каждого ребенка. 5.2. Организация образовательного процесса в ГКН регламентируется учебным планом, расписанием занятий, рабочей учебной программой, перспективными тематическими планами, режимом дня. 5.3. Диагностика уровня речевого развития детей в ГКН осуществляется учителемлогопедом два раза в год (сентябрь, май). 6. Руководство ГКН 6.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольной образовательной организации. 6.2. Заведующий образовательной организации: • обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы; • подбирает в ГКН воспитателей, прошедших специальную курсовую подготовку; • обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием. 6.3. Заведующий дошкольной образовательной организации осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в ГКН образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 6.4. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала ГКН определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями. 7. Педагоги сопровождения ГКН 7.1. Должности учителей-логопедов устанавливаются в соответствии со штатами образовательной организации: за одной логопедической группой закрепляется одна ставка учителя-логопеда. 7.2. На должность воспитателя ГКН назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и прошедшие курсовую подготовку. 7.3. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсовой переподготовки по специальности «логопедия» не менее 525 часов. 7.4. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством РФ. 8. Права и обязанности учителя-логопеда 8.1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, оптимальное комплектование групп для занятий в ГКН, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи, 8.2. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольной образовательной организации и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка. 8.3. Учитель-логопед: • обследует речь детей средних, старших и подготовительных к школе групп детского сада; • обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей и родителей (законных представителей) ребенка; • проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; • готовит документы для обследования детей в РПМПк, с целью целю определения в специальные группы; • осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольной образовательной организации; • представляет администрации образовательной организации ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи и результатах коррекционноразвивающей работы; • поддерживает связь с учителями-логопедами других ДОО, учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (корректирующих) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; • ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике ГКН по преодолению нарушения речи; • участвует в работе ГМО учителей-логопедов; • повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 8.4. Продолжительность рабочего времени учителя-логопеда, работающего в дошкольной образовательной организации, установлена в 20 часов в неделю. 8.5. Учитель-логопед ведет документацию согласно «Номенклатуре дел ДОО». 9.Материально-техннческое обеспечение 9.1 .Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольной образовательной организации 9.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарногигиеническим требованиям. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.