Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами

Председатель ПК

Положение
«О взаимодействии учителя-логопеда со специалистами
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка
- Детский сад №91 «Строитель»
г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ

1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для «МАДОУ «ЦРР - Д/с №91 «Строитель»
г. Улан-Удэ» (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ДОУ, на основании
типового положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи», письма
Министерства
образования Российской Федерации от 16 января 2002г., № 03-51-5 ин/23-03 «Об
интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных
образовательных учреждениях».
1.2. Настоящее положение регулирует коррекционно-образовательную работу
специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающихся в
логопедической помощи.
1.3. Коррекционно-образовательная работа специалистов ДОУ ведётся согласно
принципам личностно-ориентированной модели.
принцип дистанции позиции при взаимодействии;
принцип активности;
принцип стабильности - динамичности;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип
эмоциональности
среды,
индивидуальной
комфортности
и
эмоционального благополучия ребёнка и взрослого;
принцип открытости - закрытости;
принцип учёта половых и возрастных различий детей.
2. Коррекционно-образовательный процесс
2.1. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется примерной
общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»
(под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, М.; Мозаика-синтез,
2010 г.;), специализированной программой дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Программа логопедической
работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией
Т.С.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т. В. Тумановой, М.; Просвещение, 2009., учебно­
методическим комплектом «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»
(М.: Издательство ГНОМиД, 2011.)
2.2. Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется учебным планом и
расписанием занятий, утверждаемым администрацией учреждения.
3. Участники образовательного процесса
3.1. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи,
их родители (законные представители), педагоги (логопед, воспитатели, музыкальный
руководитель, руководитель физического воспитания).
3.2. В ДОУ детям гарантируется охрана их нервно-психического и физического здоровья;
обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей;
содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекция её недостатков.
3.3. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать
участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с
материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов обучения
детей.
3.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и
коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их родителей по вопросам
развития речи.
3.5. Педагоги ДОУ проводят занятия строго по расписанию, утверждённому
администрацией учреждения.
3.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно­
педагогическую работу в группе, является учитель-логопед.

3.7. Следующие коррекционно-воспитательные задачи, педагоги, работающие с детьми с
речевыми нарушениями, решают совместно:
> формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения
пользоваться вербальными способами общения;
> исправление ошибок в речи воспитанников;
стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования
самостоятельной речью;
> обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
> развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
> консультирование родителей;
> обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей детей.
3.8. Задачи учителя-логопеда заключаются:
> в интенсивной работе по развитию понимания речи, направленной на различение
форм слова;
> в развитии элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения
словарного запаса;
> в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
> в
формировании
полноценной
звуковой
стороны
речи
(выработка
артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры
и фонематического восприятия);
> в обеспечении овладения элементами грамоты;
> в развитии и совершенствовании связной речи дошкольников.
3.9. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач
коррекционной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами
логопедического занятия. Воспитателю рекомендуется:
> формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и
умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать
разнообразие впечатлений;
> сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;
> вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед
занятием учителя-логопеда и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые
навыки, полученные детьми на занятиях;
> уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок,
экскурсий.
4.Распределение обязанностей между специалистами ДОУ
4.1 Учитель-логопед:
Является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы,
проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет
интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с
каждым ребенком.
•S Осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания,
коррекцию
нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому
овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи,
речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему бучению в школе.
Планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную
^интеграцию детей с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ.
Консультирует воспитателей, музыкального руководителя, руководителя по
физическому воспитанию по вопросам организации коррекционно-педагогического
процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и
методики проведения интегрированных занятий.
S Своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников.

Определяет уровень и структуру дефекта.
Способствует всестороннему развитию речи.
■С Координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с
речевыми нарушениями;
Ведет необходимую документацию:
> речевая карта на каждого воспитанника;
> план организации совместной деятельности всех специалистов, работающих
с детьми, имеющими речевые нарушения;
> планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных
занятий;
> тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю,
музыкальному руководителю и т.д.);
> тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями;
> в конце учебного года составляются характеристика на каждого
воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы;
Проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими
нарушения в речевом развитии. При необходимости дети с речевыми нарушениями
обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в
малой группе по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать
10—15 минут.
'б Распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.
4.2. Воспитатель логопедической группы:
J Закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации
навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в
повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в
содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения
экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.
'б Обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников.
Планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и
проводит общеобразовательные занятия со всей группой детей;
Планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную
деятельность всех воспитанников группы.
Создаёт доброжелательную обстановку в группе.
Соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению
индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми
нарушениями.
'б Обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми
нарушениями с учетом рекомендаций специалистов.
Развивает психические процессы и мелкую моторику рук.
Консультирует родителей (законных представителей) детей с речевыми
нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье.
'б Ведёт работу с родителями по пропаганде логопедических знаний.
Ведёт необходимую документацию: . ”
> планы
(перспективные
и . календарные
фронтальных
занятий,
логопедических часов);
> тетради взаимосвязи со специалистами;
г
> в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики
на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам
коррекционно-педагогической работы.
4.3. Музыкальный руководитель:
Развивает основные компоненты звуковой- культуры речи: интонацию, рцтмикомелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса.

> консультации родителей с педагогами группы;
> открытые занятия;
> дни открытых дверей;
> анкетирование;
> оформление стендов и информационных папок;
> выставки педагогической литературы;
> заочные интернетсеминары;
> концерты для родителей силами воспитанников группы и др.
4.2. Основная задача педагогов при организации работы с родителями - помочь им стать
заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса,
проводимого в единстве требований педагогов и родителей.
4.3. В ходе бесед воспитатель разъясняет роль родителей в комплексе психолого­
педагогических мероприятий:
> оказывает помощь ребенку в выполнении заданий педагогов, в оформлении
индивидуальной тетради;
> принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в
группе;
> организует наблюдение за ребенком, определяет усвоение им новых знаний и
умений.
4.4. В течение учебного года планируются три родительских собрания:
1- е родительское собрание (конец сентября), на котором освещаются следующие вопросы:
> анализ результатов психолого-педагогического обследования детей группы;
> организация жизни и занятий детей в условиях специальной группы (режим,
задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического
воздействия и т.д.).
2- е родительское собрание (по итогам первого полугодия - январь), на котором
рассматриваются:
> динамика коррекционно-развивающего процесса;
> достижения ребенка в сравнении с его прежними результатами;
> задачи и содержание обучения на следующее полугодие.
3- е родительское собрание (по итогам учебного года - май), в повестку которого входят:
> итоги коррекционной работы за год обучения;
> анализ повторного обследования детей;
> рекомендации для каждого ребенка.
4.5. На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для
родителей. Педагоги консультируют родителей по вопросам, связанным с особенностями
воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми
и индивидуальными.
4.6. Стенды для родителей воспитатель и учитель-логопед оформляют совместно,
систематически, раз в месяц обновляя материал. На стенде помещается информация типа:
> материалы по формированию звукопроизношения у детей;
> материалы о развитии речи детей в норме и при патологии;
> советы родителям по воспитанию дете'й и преодолению недоразвития речи;
> игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с
детьми дома;
> текущая информация для родителей.


Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».