Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников Сон - неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневногоотдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как впериоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Помещения для отдыха и сна должно соответствовать требованиям СанПиН: • Спальня - площадью из расчета не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей. • Спальни оборудуют стационарными кроватями. • Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см. • Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см. • Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей 0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют. • При отсутствии спален по проекту, допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях. • При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. • Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3-х комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрацников из расчета на 1 ребенка. Примерный режим дневного сна в ДОО Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 -2,5 часа, до 7 лет — 1– 1,5 часа. Группа Дневной сон I младшая группа 12:00-15:00 II младшая группа 12:30-15:00 Средняя группа 12:45-15:00 Старшая группа 12:50-15:00 Подготовительная к школе группа 13:10-15:00 Работа с детьми перед сном Методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. Её целями является: • релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения); • восстановление нормального состояния нервной системы; • облегчение психоэмоциональной нагрузки; • ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды. Для достижения поставленных целей перед организатором дневного снастоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно: • Подготовка помещения для отдыха. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). • Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, а также переоделись в удобную для сна одежду. • Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности. Методическая организация подготовки детей ко сну Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель: • определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну; • подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса; • проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей; • периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп); • делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики. Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей первой ивторой младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для детей средней группы добавляются дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры. Выделяется 3 ступени организации дневного сна Подготовка (15–20 минут). Релаксация (5–7 минут). Сон (1–2 часа). Подготовка Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры. Релаксация Этот этап проводиться под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.). Воспитатель медленно и спокойно произносит текст (потешки, сказки и др.). Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли. Воспитатель подходит к каждому ребенку и поглаживает его. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий иуспокаивающий эффект. Переход ко сну На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки» В течение всего периода отдыха и сна воспитатель находится в пределе слышимости. С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать. Правильная организация сна предполагает активное участие ребенка в этом процессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым. Пробуждение и подъем Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет иправильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. Рекомендуется, чтобы ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5—10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии организма. Для детей, которые не спят или проснулись раньше следует предоставитьвозможность встать, тихо одеться и перейти в специально выделенную игровую игровая зону, где сможет найти себе занятие.