ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 3 от 03 сентября 2021 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «ЦРРДетский сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ ___________ О. В. Киселева Приказ №23 03 сентября 2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР - Детский сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ г. Улан-Удэ 2021г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г. с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР-Детский сад № 91 «Строитель» города Улан-Удэ (далее ЦРР). 1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ЦРР и вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского развития в ЦРР. 1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития. 1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения. 1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия. 1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ 2.1. Основные направления работы: • работа с работниками ЦРР по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников; • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры; • изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; • вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом. 2.2. Цели взаимодействия: • создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; • сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного образовательного учреждения; формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста. • 2.3. Основные задачи работы: организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей; • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; • взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) • активизация и обогащение воспитательных умений (законных представителей) воспитанников, поддержка их собственных педагогических возможностях; родителей уверенности в • выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ЦРР к традиционной культуре; • обеспечение психолого-педагогической поддержки компетентности родителей (законных представителей) образования, охраны и укрепления здоровья детей. семьи и в вопросах повышение развития и выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; • • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; • повышение правовой грамотности родителей (законных воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка; представителей) • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей; • создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЦРР 3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. 3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения: • принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ЦРР – семья»; • принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия; • принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. • принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения; • принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы; • принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения); • принцип доброжелательности всех участников содружества; • принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения). • принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре; • принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах); • принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников ЦРР на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника; • принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия». 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ЦРР с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы. 4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает следующие этапы работы: • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; • группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы; • составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей); • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 4.3. Требования к организации взаимодействия ЦРР и семьи: • целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников); • планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); • конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ЦРР и семьи: • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными представителями) группы; • взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; • обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; • учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; • ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями: • посещение семей на дому; • анкетирование; • наглядная пропаганда педагогических знаний; • родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы; • дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); • круглые столы; • деловые игры; • тренинги; • почта доверия; • семейные проекты; • творческие проекты; • тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы; • вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); • совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли. 4.6. Организация методической работы с педагогами: • семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 4.7. Методы и приемы сотрудничества ЦРР с семьей: • методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки; • методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); • методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка). 5. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦРР И СЕМЬИ 5.1. Внутреннее взаимодействие активное взаимодействие всех участников образовательных отношений в ЦРР, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников. 5.2. Условия внутреннего взаимодействия: • создание в ЦРР атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки; • переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; • соблюдение принципа единства воспитательных дошкольного образовательного учреждения и семьи; воздействий • тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. 5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями. 6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЦРР В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность. 6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования. 6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. 6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. 6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией. 7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦРР С СЕМЬЕЙ 7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ЦРР, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. 7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей). 7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону. 7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ЦРР. 7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ЦРР в педагогической деятельности. 7.6. Положительное общественное мнение родителей воспитанников о воспитании детей в ЦРР. (законных представителей) 7.7. Критерии анализа годового плана: • планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; • учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий; • разнообразие планируемых форм работы; • планирование работы по повышению профессиональной педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; компетентности • разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ЦРР в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); • выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников; • выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ЦРР. 7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: • планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников; • разнообразие планируемых форм работы с семьей. 7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний: • разнообразие тематики и форм проведенных собраний; • отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); • учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в ЦРР. 8. КОНТРОЛЬ 8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право: • посещать групповые родительские собрания информированием об этом воспитателя; с заблаговременным • изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости; • привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в ЦРР. 8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства является Управляющий Совет ЦРР - постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители, представители Учредителя. 8.5. Управляющий совет ЦРР имеет полномочия: • определение основных направлений развития ЦРР; • организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений; • контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников; • поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в случаях, когда это необходимо. 9. ДОКУМЕНТАЦИЯ 9.1. Каждый педагогический работник ЦРР имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников. 9.2. В перечень документации включены: • планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный год; • протоколы групповых родительских собраний; • конспекты мероприятий; • отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге; • протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения. 9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности. 9.4. Документация хранится в ЦРР в течение 3 лет. 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ЦРР с семьями воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Согласовано с Родительским комитетом Протокол № 1 от 02 сентября 2021 г.