положение-о-взаимодействии-с-семьями-воспитанников (1)

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 3
от 03 сентября 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «ЦРРДетский сад № 91 «Строитель»
г. Улан-Удэ
___________ О. В. Киселева
Приказ №23 03 сентября 2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
(В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО)
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «ЦРР - Детский сад № 91
«Строитель» г. Улан-Удэ

г. Улан-Удэ
2021г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г. с изменениями на 21
января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в
Российской Федерации", Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР-Детский сад № 91
«Строитель» города Улан-Удэ (далее ЦРР).
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ЦРР и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей,
вовлечения их в единое пространство детского развития в ЦРР.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей
(законных представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и
родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных
ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями
воспитанников,
критерии
оценки
эффективности
работы
дошкольного образовательного учреждения с
семьей,
документацию,
регламентирует
контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

2.1. Основные направления работы:
•
работа с работниками ЦРР по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
•
повышение педагогической
культуры
родителей (законных
представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
•
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;

•
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
•
создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
•
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
•

2.3. Основные задачи работы:
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;

•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
•
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимной поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)
•

активизация и
обогащение воспитательных
умений
(законных представителей) воспитанников, поддержка их
собственных педагогических возможностях;

родителей
уверенности

в

•
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ЦРР к
традиционной культуре;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки
компетентности родителей (законных представителей)
образования, охраны и укрепления здоровья детей.

семьи и в
вопросах

повышение
развития и

выявление эффективных форм сотрудничества
с
родителями
(законными представителями) воспитанников и повышение эффективности
взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры
детей;
•

•

гармонизация
детско-родительских
взаимоотношений, оказание
помощи
в организации семейного досуга;

•
повышение правовой
грамотности родителей (законных
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;

представителей)

•
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания:
физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
•
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЦРР
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
принцип
гуманизации, предполагает установление подлинно
человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ЦРР – семья»;
•
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания
управляемой системы
форм и
методов
индивидуального взаимодействия;
•
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания
и развития ребенка.
•
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
•
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
•

принцип доброжелательности всех участников содружества;

•
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).

•

принцип
формирования
ценностно-смысловых
ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей,
идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей
к традиционной культуре;
•
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями
и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
•
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ЦРР на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
•

принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ЦРР с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного
образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
•

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

•
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
•
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
•
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ЦРР и семьи:
•
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
•
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
•

конкретный и
дифференцированный
подход
(учет различия
в
системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ЦРР и
семьи:
•
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
•
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

•

одновременное
влияние
на
родителей (законных
представителей)
и
детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;

•
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
•
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
•
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с
родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
•
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
•
посещение семей на дому;
•
анкетирование;
•
наглядная пропаганда педагогических знаний;
•
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме
собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
•
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
•
круглые столы;
•
деловые игры;
•
тренинги;
•
почта доверия;
•
семейные проекты;
•
творческие проекты;
•
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
•
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
•
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли. 4.6. Организация
методической работы с педагогами:
•
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний,
повышение активности родителей и
формирование
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями,
современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ЦРР с семьей:
•
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
•
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);

•
методы
формирования
рефлексии (самоанализ и
самооценка
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦРР И СЕМЬИ
5.1. Внутреннее взаимодействие
активное
взаимодействие
всех
участников образовательных отношений в ЦРР, формирование партнерского сообщества
работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
•
создание в ЦРР атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
•
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
•
соблюдение принципа
единства
воспитательных
дошкольного образовательного учреждения и семьи;

воздействий

•
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой,
краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЦРР В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых
в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в
том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными
представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦРР С СЕМЬЕЙ
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему
воспитателю, заведующему ЦРР, как
показатель
роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2.
Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный
опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к
пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями
педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах,
праздниках, организуемых в ЦРР.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости
их помощи ЦРР в педагогической деятельности.
7.6.
Положительное
общественное мнение родителей
воспитанников о воспитании детей в ЦРР.

(законных

представителей)

7.7. Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в
работе с семьей за прошлый год;
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
•

разнообразие планируемых форм работы;

•
планирование работы
по
повышению профессиональной
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;

компетентности

•
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ЦРР в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями
воспитанников;
•

выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ЦРР.

7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей. 7.9. Критерии анализа протоколов
родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны
родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в ЦРР.

8. КОНТРОЛЬ
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
•
посещать
групповые
родительские собрания
информированием об этом воспитателя;

с

заблаговременным

•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
•

привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в ЦРР.

8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития партнерства
является Управляющий Совет ЦРР - постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого
избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители, представители
Учредителя.
8.5. Управляющий совет ЦРР имеет полномочия:
•

определение

основных

направлений развития

ЦРР;

•

организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;

•
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском
саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
•
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.

9. ДОКУМЕНТАЦИЯ
9.1. Каждый педагогический работник ЦРР имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
•
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
•
протоколы групповых родительских собраний;
•
конспекты мероприятий;
•
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
•

протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.

9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной
работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в ЦРР в течение 3 лет.

10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ЦРР с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Родительским комитетом
Протокол № 1 от 02 сентября 2021 г.


Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».