Положение о РППС ЦРР

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде в муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г.
Улан-Удэ (далее – ЦРР) разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми и
законодательными актами:

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 N 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
• Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Уставом Учреждения
и иными нормативно-правовыми и законодательными актами Российской Федерации в
области дошкольного образования.
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ЦРР (групп, спецкабинетов и
участков (территорий, прилегающих к ЦРР и способствующих реализации образовательных
программ ЦРР) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
•

2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
2.1. Развивающая предметно-пространственная среда ЦРР должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детейразного возраста), во
всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
2.2. Развивающая предметно-пространственная среда ЦРР должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном
процессе ЦРР;
- в случае организации инклюзивного образования и сопровождения детей - инвалидов и
детей с ОВЗ - необходимые для них условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс;
- учёт возрастных особенностей детей.
2.3. Развивающая предметно-пространственная среда ЦРР должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию образовательной программы ЦРР
Образовательное пространство Учреждения должно быть оснащено средствами обучения
(в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со
спецификой образовательной программы ЦРР).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком
и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности
с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в ЦРР полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом
употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования
в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов- заместителей в
детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в ЦРР различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех
помещений ЦРР, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих
ЦРР к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её
элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

3.Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ЦРР

3.1. Определение содержания компонентов развивающей предметно-пространственной среды

ЦРР базируется на деятельностном подходе и отражается в реализуемых в ЦРР
образовательных программах образовательной программе ЦРР.
3.2. Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды:
3.2.1.Элементы развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, оборудование и
другие материалы) не должны:
• провоцировать ребенка на агрессивные действия;
• вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли
которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки
его возрастной компетенции;
• провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым
особенностям и физическим недостаткам других людей.
3.2.2. развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими
качествами, направленными на обеспечение гармоничного развития ребенка:
• полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко
использовать элементы развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со
своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
• применение элементов развивающей предметно-пространственной среды в совместной
деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть
использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при
инициировании совместных действий;
• дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства
развивающей предметно-пространственной среды могут использоваться как средство
обучения ребенка;
• эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства
развивающей предметно-пространственной среды могут являться средством художественноэстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства развивающей
предметно-пространственной среды (в здании и на участках ЦРР) должна обладать
многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в
зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных
видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
3.3. В Учреждении осуществляется следующее зонирование развивающей предметнопространственной среды:
- зона для социально-коммуникативного развития (сюжетно-ролевые и режиссерские игры,
театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
- зона для познавательного развития (настольно-печатные и развивающие игры, развитие
математических представлений, центр патриотического воспитания и пр.);
- зона для речевого развития (дидактические игры по развитию речи, знакомство с книжной
культурой, детской литературой и пр.);
- зона для художественно-эстетического развития (конструирование из различных
материалов, художественно-продуктивная деятельность, развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного) и пр.);
- зона для физического развития (двигательной активности) (спортивные игры,

соревнования и пр.);
- зона для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями
(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных
проектов и пр.);
- зона для самостоятельной деятельности детей (выставки детской литературы, детского
творчества и пр.);
- зона для отдыха (уголки уединения).
3.4. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно иметь единый
эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
3.5. Для мобильности пространства развивающей предметно-пространственной среды
предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть
использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование,
символы и знаки для зонирования и пр.
3.6. При организации развивающей предметно-пространственной среды следует учитывать
возможность изменения структуры зонирования для возникающих образовательных задач.
3.7. Принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
3.7.1.принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
• физические риски,
• психологические риски, нравственные риски.
3.7.2.принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка;
3.7.3.принцип соответствия:
• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
• индивидуальным особенностям,
• специальным особенностям ребенка.
3.8. Принципы оценки безопасности игровой продукции:
-физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности
деталей и окраски, наличие сертификата качества);
-психофизиологическая безопасность - соответствие возрасту: соразмерность игрушки
параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук,
координации движений;
-психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие
ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие;
-нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для
формирования негативных установок детского поведения.
3.9. ЦРР самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические
материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со
спецификой образовательной программы ЦРР.
4.Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
4.1. При построении развивающей предметно-пространственной среды для детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов учитываются
следующие принципы:
-принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

-принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней
природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
-принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного «эмоционального самочувствия».
-принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как
равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
-принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость,
искренность
в
сотрудничестве;
-принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в
дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
-принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта;
устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и
психическое здоровье ребенка
4.2. Общие требования к построению предметно-развивающей среды в группах для детей с
ОВЗ:
-соответствие среды возрасту и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
-отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы;
-отражение тематики и содержания непрерывной образовательной деятельности и
коррекционной работы;
-наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого);
-наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр;
-учёт гендерных различий детей в построении среды;
-наличие в среде развивающих пособий, соответствие развивающих пособий возрастудетей
и особенностям развития детей с ОВЗ;
-наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с
личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с
конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).


Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».