1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ (далее – ЦРР) разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми и законодательными актами: Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; • Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Уставом Учреждения и иными нормативно-правовыми и законодательными актами Российской Федерации в области дошкольного образования. 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ЦРР (групп, спецкабинетов и участков (территорий, прилегающих к ЦРР и способствующих реализации образовательных программ ЦРР) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. • 2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 2.1. Развивающая предметно-пространственная среда ЦРР должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детейразного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. Развивающая предметно-пространственная среда ЦРР должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ЦРР; - в случае организации инклюзивного образования и сопровождения детей - инвалидов и детей с ОВЗ - необходимые для них условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей. 2.3. Развивающая предметно-пространственная среда ЦРР должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ЦРР Образовательное пространство Учреждения должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой образовательной программы ЦРР). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ЦРР полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в ЦРР различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ЦРР, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ЦРР к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 3.Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ЦРР 3.1. Определение содержания компонентов развивающей предметно-пространственной среды ЦРР базируется на деятельностном подходе и отражается в реализуемых в ЦРР образовательных программах образовательной программе ЦРР. 3.2. Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды: 3.2.1.Элементы развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: • провоцировать ребенка на агрессивные действия; • вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые); • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; • вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; • провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. 3.2.2. развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими качествами, направленными на обеспечение гармоничного развития ребенка: • полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях; • применение элементов развивающей предметно-пространственной среды в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий; • дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства развивающей предметно-пространственной среды могут использоваться как средство обучения ребенка; • эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства развивающей предметно-пространственной среды могут являться средством художественноэстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств. В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства развивающей предметно-пространственной среды (в здании и на участках ЦРР) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. 3.3. В Учреждении осуществляется следующее зонирование развивающей предметнопространственной среды: - зона для социально-коммуникативного развития (сюжетно-ролевые и режиссерские игры, театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); - зона для познавательного развития (настольно-печатные и развивающие игры, развитие математических представлений, центр патриотического воспитания и пр.); - зона для речевого развития (дидактические игры по развитию речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и пр.); - зона для художественно-эстетического развития (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и пр.); - зона для физического развития (двигательной активности) (спортивные игры, соревнования и пр.); - зона для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); - зона для самостоятельной деятельности детей (выставки детской литературы, детского творчества и пр.); - зона для отдыха (уголки уединения). 3.4. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. 3.5. Для мобильности пространства развивающей предметно-пространственной среды предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. 3.6. При организации развивающей предметно-пространственной среды следует учитывать возможность изменения структуры зонирования для возникающих образовательных задач. 3.7. Принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников: 3.7.1.принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: • физические риски, • психологические риски, нравственные риски. 3.7.2.принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка; 3.7.3.принцип соответствия: • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, • индивидуальным особенностям, • специальным особенностям ребенка. 3.8. Принципы оценки безопасности игровой продукции: -физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества); -психофизиологическая безопасность - соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений; -психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие; -нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. 3.9. ЦРР самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой образовательной программы ЦРР. 4.Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 4.1. При построении развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов учитываются следующие принципы: -принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. -принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. -принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». -принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. -принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве; -принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. -принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка 4.2. Общие требования к построению предметно-развивающей среды в группах для детей с ОВЗ: -соответствие среды возрасту и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ; -отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы; -отражение тематики и содержания непрерывной образовательной деятельности и коррекционной работы; -наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого); -наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр; -учёт гендерных различий детей в построении среды; -наличие в среде развивающих пособий, соответствие развивающих пособий возрастудетей и особенностям развития детей с ОВЗ; -наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).