06.09.2022
Речевое
дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает
условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз,
сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Послушайте, как
дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли
ребенку держать рот открытым? Нарушения речевого дыхания могут быть следствием
общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых
заболеваний. Источником образования звуков речи является воздушная струя,
выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Логопеды дошкольных учреждений
уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей, как базы
для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Некоторые
упражнения для развития дыхания помогают научить ребёнка правильному
звукопроизношению. Например, если ребёнок во время речи надувает щёки, то и
речь его невнятна именно по этой причине. И прежде чем начинать постановку звуков, необходимо
научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Произношение
большинства звуков требует направленной воздушной струи.
Существует множество несовершенств речевого дыхания:
-неумение рационально использовать
выдох;
-речь на вдохе;
-неполное возобновление запаса воздуха.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох,
как правило, говорят тихо и затрудняются в произношении длинных фраз.
При нерациональном расходовании воздуха
нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать
воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы
произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный
выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Рекомендации для
родителей по проведению дыхательных упражнений:
При выполнении
дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
· не заниматься в
пыльном, непроветренном или сыром помещении;
· температура
воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
· одежда не должна
стеснять движений;
· не заниматься
сразу после приема пищи;
·
не
заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания.
·
не делать слишком большой вдох, следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
Упражнения могут выполняться в
исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. В
логопедической работе широко используются игровые упражнения, которые
предполагают использование различных игр с помощью предметов и без них. Чтобы ребенок не задыхался,
не прерывал произношение слова из-за нехватки воздуха, научите его правильно
дышать. В этом поможет дыхательная гимнастика, ее главная задача -
удлинить выдох, потому что именно на выдохе люди произносят фразы и
предложения.
Предложенные ниже игры и
упражнения помогают развитию правильного речевого дыхания. Рекомендуется
начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:
· надувание
воздушных шаров;
· дутье на
разноцветные вертушки;
· дутье через соломку в стакан с
водой;
·
пускание мыльных пузырей;
·
игра
на духовых музыкальных инструментах (например, дудочки, свистульки и др.);
Упражнения по
формированию речевого дыхания:
«Поем песенку»
Вдохнуть воздух через нос, постепенно и
медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, а-у-и и т.д.).
Выдох контролируется ладонью.
«Топор»
Ребенку предлагается поставить
ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро
поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести
«ух» на длительном выдохе.
«Петушок»
Ребенку предлагается быстро поднять руки через
стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с
произнесением звукоподражания «ку-ка-ре-ку». Аналогичным образом можно использовать другие
звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» , корова
- произнести на выдохе «му», кошка – «мяу»
«Лопнула шина»
Исходное положение: дети
разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят
медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука
ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко
сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
«Накачать шину»
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети сжимают перед грудью руки
в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед
сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится
непроизвольно.
«Воздушный шар»
Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время
выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.
Игры и упражнения с использованием дидактических пособий
для развития речевого дыхания.
«Снегопад»
Ребёнку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым
превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть
округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения не надувать
щёки.
«Зимняя сказка»
В пластмассовую бутылку или прозрачную коробку от
торта, насыпьте мелко раскрошенные шарики пенопласта и просверлите в них отверстие для соломки. Когда ребенок подует через
соломку, он очутится в настоящей зимней сказке.
«Кораблики»
Наполните таз водой и
научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например,
кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень
хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от
"киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых
автоматами.
«Футбол»
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от
пинг-понга или любой другой лёгкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол.
Ребёнок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два
шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
«Выгони гусеницу»
Из картона нужно вырезать яблочко или любой другой фрукт.
А из цветной бумаги сделать гусеницу и закрепить ее на ниточке к яблоку.
Положите гусеницу на яблоко, а
ребенок пусть подует на нее. Она должна скатиться с яблока.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать
мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься,
то выдувайте пузыри вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на
пузыри, чтобы они не попали в него.
« Боулинг»
Для игры понадобятся мелкие игрушечные кегли и легкие шарики.
Ребенок ставит перед
собой шарик и дует на него, тем самым стараясь сбить выставленные кегли в конце
дорожки. Можно устроить соревнование «Кто больше»
«Цветные ворота»
Большие разовые
стаканчики обклейте разноцветным скотчем и вырежьте в них небольшие отверстия в виде ворот.
Раскрасьте легкие шарики в цвет ворот. Задача
ребенка: загнать шарик, подув на него, в
соответствующие по цвету ворота.
Материал: изображения смешариков с вырезанными
отверстиями (ротиками),ватные шарики или другие легкие предметы.
Цель игры: подув на ватный шарик, попасть в рот
смешарику.
Игра станет более увлекательной, если использовать
соломинку.
Заключение:
Хорошо развитое речевое дыхание с помощью
данных упражнений поможет развивать произношение звуков, слогов, чётких и
понятных слов. Поэтому очень важно проводить игры и упражнения по дыханию у детей с
раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы для
предотвращения речевых дефектов в будущем.
Выполнение
дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный
эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию
практических умений.
Дошкольник, освоивший правильное дыхание,
нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания.
Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для
закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все
упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей.
За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются
речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых
звуков, речь становится более четкой и внятной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2022
Дата обновления: 07.10.2022
Дата публикации: 06.09.2022