Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

06.09.2022

Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым? Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей, как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают научить ребёнка правильному звукопроизношению. Например, если ребёнок во время речи надувает щёки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде  чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Произношение большинства звуков требует направленной воздушной струи.

 

         Существует множество несовершенств речевого дыхания:

        -неумение рационально использовать выдох;

        -речь на вдохе;

        -неполное возобновление запаса воздуха.

     Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произношении длинных фраз.

      При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 

Рекомендации для родителей по проведению дыхательных упражнений:

 При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: 

·       не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;

·       температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С; 

·       одежда не должна стеснять движений;

·       не заниматься сразу после приема пищи;

·       не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания.

·       не делать слишком большой вдох, следить,  чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. В логопедической работе широко используются игровые упражнения, которые предполагают использование различных игр с помощью предметов и без них. Чтобы ребенок не задыхался, не прерывал произношение слова из-за нехватки воздуха, научите его правильно дышать. В этом поможет дыхательная гимнастика, ее главная задача - удлинить выдох, потому что именно на выдохе люди произносят фразы и предложения.

       Предложенные ниже игры и упражнения помогают развитию правильного речевого дыхания. Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений: 

    ·  надувание воздушных шаров;

    ·  дутье на разноцветные вертушки;

     · дутье через соломку в стакан с водой; 

     ·  пускание мыльных пузырей;

·       игра на духовых музыкальных инструментах (например, дудочки, свистульки и др.);

 

Упражнения по формированию речевого дыхания:

«Поем песенку»

 Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, а-у-и и т.д.). Выдох контролируется ладонью.

 «Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

 «Петушок»

 Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «ку-ка-ре-ку».  Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» , корова - произнести на выдохе «му», кошка – «мяу»

 

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

 «Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.

 

Игры и упражнения с использованием дидактических пособий

для развития речевого дыхания.

   «Снегопад»

Ребёнку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения не надувать щёки. 

   «Зимняя сказка» 

В пластмассовую бутылку или прозрачную коробку от торта, насыпьте мелко раскрошенные шарики пенопласта  и просверлите в них отверстие  для соломки. Когда ребенок подует через соломку, он очутится в настоящей зимней сказке.Хочу такой сайт

 

«Кораблики»

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

 

 

«Футбол»

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой лёгкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребёнок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

 

 

 

 

«Выгони гусеницу»

Из картона нужно вырезать яблочко или любой другой фрукт.

А из цветной бумаги сделать гусеницу и закрепить ее на ниточке к яблоку.

Положите  гусеницу на яблоко, а ребенок пусть подует на нее. Она должна скатиться с яблока.

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

 

 

 

 

 

 

 

« Боулинг»

Для игры понадобятся мелкие игрушечные кегли и легкие шарики.

Ребенок ставит перед собой шарик и дует на него, тем самым стараясь сбить выставленные кегли в конце дорожки. Можно устроить соревнование «Кто больше»

 

 

«Цветные ворота»

Большие разовые стаканчики обклейте разноцветным скотчем и вырежьте  в них небольшие отверстия в виде ворот. Раскрасьте легкие шарики  в цвет ворот. Задача ребенка:  загнать шарик, подув на него, в соответствующие по цвету ворота.

     

« Накорми смешариков»

Материал: изображения смешариков с вырезанными отверстиями (ротиками),ватные шарики или другие легкие предметы.

Цель игры: подув на ватный шарик, попасть в рот смешарику.

Игра станет более увлекательной, если использовать соломинку.

 

 

Заключение:

        Хорошо развитое речевое дыхание с помощью данных упражнений поможет развивать произношение звуков, слогов, чётких и понятных слов. Поэтому очень важно проводить игры и упражнения по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы для предотвращения речевых дефектов в будущем.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

          Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.10.2022

Дата обновления: 07.10.2022

Дата публикации: 06.09.2022

Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».