"Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи"
04.12.2022
Румбокс  как  средство
развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность:
Красивая, правильная речь - залог
успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно
сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с
взрослыми. 
Каждый ребенок в дошкольном
возрасте  должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно
и последовательно излагать свои мысли, уметь взаимодействовать друг с другом.
         В
последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми
нарушениями.
          Это
происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных
средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения,
занятостью родителей, или если ребенок растет в неполной семье.  
В связи с этим, важное значение
приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей  в
условиях дошкольного учреждения и семьи.
    Одним из таких средств, на
мой взгляд, является использование игровых румбоксовв речевом развитии
дошкольников.
Румбокс - это домик-коробка.
Первый румбокс был создан в Германии.
 Создал его молодой плотник,
воспылавший любовью к принцессе. Ее отец потребовал от плотника доказать свою
любовь и построить красивый дом для принцессы. Бедному плотнику ничего не
оставалось, как построить миниатюрный домик с мебелью и преподнести его отцу
принцессы. Домик был настолько прекрасен, что сердце короля смягчилось, и он
отдал свою дочь за плотника.
С тех пор стали делать различные
румбоксы. 
Мы с педагогами тоже решили создать свои
румбоксы. 
Цель создания румбоксов: 
Развитие softskills («мягких»
навыков),т.е  развитие и совершенствование коммуникабельности- навыков
взаимодействия в команде, умение слушать, говорить и договариваться .
Играя с румбоксами, дети получают не
только эмоциональное удовольствие, но и   познают окружающий мир.
Обогащают игровой опыт, совершенствуют умение играть по ролям и правилам,
приобретают навыки  взаимодействия в команде.
 Методы и приемы работы с
румбоксами:
- Методы исследовательской, практической
деятельности 
- Методы игровой деятельности
(обыгрывание ситуаций  инсценировка, элементы театрализации) и т.д. 
- Словесные методы – беседы, рассказ
педагога, чтение художественной литературы (стихи, сказки). 
- Наглядные методы.
Румбоксы  предназначены  для
всех возрастных групп детского сада.
Пособие отвечает всем требованиям,
предъявляемым для создания  предметно-пространственной среды в Дошкольной
образовательной организации:
- Привлекательный вид;
-Эстетичность;
-Многофункциональность;
- Положительно влияет на эмоциональный
фон ребенка;
- Помогает познавать окружающий мир
непосредственно в игре;
- Совершенствует диалогическую речь;
- Развивает  и совершенствует
тактильные ощущения;
- Помогает  проявить
инициативность, любознательность у каждого ребенка.  
Методические рекомендации по работе с
румбоксом: 
Вначале игры я провожу  беседу  с детьми, а затем с помощью
различных макетов румбокса вовлекаю детей в игру. Стимулирую их  в ходе
игры придумывать сюжет, развивать  его и выстраивать сюжетные линии.
Педагог в процессе игры может быть как наблюдателем, так и
участником.  ![]()
Представляем вашему вниманию некоторые
виды румбоксов:
Румбокс «Дом мечты».
Этот румбокс представляет собой
современный дом. Вся мебель выполнена из дерева, в доме имеются:детская комната,
кухня, гостиная и ванная комната. А так же детская площадка для подвижных игр.
В процессе игры ребенок сам создает
сюжет игры, в основе которой лежит его личный опыт. Очень часто сюжетом
становятся знания детей, полученные на занятиях по развитию речи  и чтению
художественной литературы. Дети в начале игры придумывают сценарий к своему
«спектаклю», выбирают персонажа  и распределяют между собой роли или сами
исполняют за них роль, четко проговаривая сюжет. В процессе игры
совершенствуются навыки коммуникации.
Румбокс «На дне морском».
         
Вместе с героями этого румбокса мы подгружаемся на морское дно и исследуем
морских обитателей,  изучаем  их строение, питание и особенности
поведения, учимся рассказывать по алгоритму:
1.       Кто
это? 
2.       Части
тела?
3.       Чем
покрыто тело?
4.       Место
обитания?
5.       Чем
питается?
6.       Какую
пользу приносит или вред  людям?
7.       В
каких сказках встречаются?
Румбокс «Русская изба»
К приобщению  к обычаям и культуре
наших предков помогает  румбокс «Русская изба».
Здесь дети погружаются в атмосферу
старины, сочиняют и разыгрывают различные  сказки. Инсценируют уже 
 знакомые русские народные сказки «Репка», «Колобок», 
«Девочка-Снегурочка» и др. 
С детьми разучиваем  пословицы и
поговорки, чистоговорки, скороговорки,
 у детей развиваются память,
внимание, мышление, четкая дикция, формируется связная речь.
Румбокс «Волшебная юрта»
Погрузиться к этнокультурному наследию
поможет румбокс «Волшебная юрта».
Через разучивание песен, бурятских
сказок  ребенок получает первые впечатления о культуре своего народа.
Знакомится с устным народным творчеством, бурятскими играми, традициями и
обычаями. 
Румбокс «У бабушки в деревне»
В румбоксе « У бабушки в деревне» дети
идут на прогулку  в сад и  огород, где встречаются с 
разнообразием овощей и фруктов.
 Здесь с детьми я провожу работу
над пополнением словаря, учимся рассказывать об овощах и фруктах. Также они
учатся согласовывать существительное в роде, числе и падеже, образовывать слова
с уменьшительно ласкательными суффиксами, например: (Яблоко-яблочко),
согласовывать существительные с пространственными предлогами, например, ( Над,
под, с).
Румбокс  «Ферма»
Путешествуя по  румбоксу
«Ферма»  дети познают мир домашних животных  и их детенышей.
Знакомятся с  внешним видом, отличительными особенностями, повадками,
местами  обитания. В процессе игры формируются и активизируются словари:
номинативный Сущ ( Кто это?) предикативный глагол (что делает?) признаков прил
(какой? какая? какие?).Развивается умение узнавать животное по описанию и 
отвечать на вопросы  полными предложениями.
Результативность применения румбокса:
В результате применения румбокса на
занятиях по развитию речи, 
воспитанники проявляют высокий
познавательный интерес, повышается мотивация к игре, устраняются эмоциональные
блоки, развивается  умение взаимодействовать друг с другом в процессе
игровой деятельности, совершенствуется диалогическая речь, увеличивается словарный
запас.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2023
Дата обновления: 13.03.2023
Дата публикации: 04.12.2022