"Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи"
04.12.2022
Румбокс как средство
развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность:
Красивая, правильная речь - залог
успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно
сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с
взрослыми.
Каждый ребенок в дошкольном
возрасте должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно
и последовательно излагать свои мысли, уметь взаимодействовать друг с другом.
В
последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми
нарушениями.
Это
происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных
средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения,
занятостью родителей, или если ребенок растет в неполной семье.
В связи с этим, важное значение
приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в
условиях дошкольного учреждения и семьи.
Одним из таких средств, на
мой взгляд, является использование игровых румбоксовв речевом развитии
дошкольников.
Румбокс - это домик-коробка.
Первый румбокс был создан в Германии.
Создал его молодой плотник,
воспылавший любовью к принцессе. Ее отец потребовал от плотника доказать свою
любовь и построить красивый дом для принцессы. Бедному плотнику ничего не
оставалось, как построить миниатюрный домик с мебелью и преподнести его отцу
принцессы. Домик был настолько прекрасен, что сердце короля смягчилось, и он
отдал свою дочь за плотника.
С тех пор стали делать различные
румбоксы.
Мы с педагогами тоже решили создать свои
румбоксы.
Цель создания румбоксов:
Развитие softskills («мягких»
навыков),т.е развитие и совершенствование коммуникабельности- навыков
взаимодействия в команде, умение слушать, говорить и договариваться .
Играя с румбоксами, дети получают не
только эмоциональное удовольствие, но и познают окружающий мир.
Обогащают игровой опыт, совершенствуют умение играть по ролям и правилам,
приобретают навыки взаимодействия в команде.
Методы и приемы работы с
румбоксами:
- Методы исследовательской, практической
деятельности
- Методы игровой деятельности
(обыгрывание ситуаций инсценировка, элементы театрализации) и т.д.
- Словесные методы – беседы, рассказ
педагога, чтение художественной литературы (стихи, сказки).
- Наглядные методы.
Румбоксы предназначены для
всех возрастных групп детского сада.
Пособие отвечает всем требованиям,
предъявляемым для создания предметно-пространственной среды в Дошкольной
образовательной организации:
- Привлекательный вид;
-Эстетичность;
-Многофункциональность;
- Положительно влияет на эмоциональный
фон ребенка;
- Помогает познавать окружающий мир
непосредственно в игре;
- Совершенствует диалогическую речь;
- Развивает и совершенствует
тактильные ощущения;
- Помогает проявить
инициативность, любознательность у каждого ребенка.
Методические рекомендации по работе с
румбоксом:
Вначале игры я провожу беседу с детьми, а затем с помощью
различных макетов румбокса вовлекаю детей в игру. Стимулирую их в ходе
игры придумывать сюжет, развивать его и выстраивать сюжетные линии.
Педагог в процессе игры может быть как наблюдателем, так и
участником.
Представляем вашему вниманию некоторые
виды румбоксов:
Румбокс «Дом мечты».
Этот румбокс представляет собой
современный дом. Вся мебель выполнена из дерева, в доме имеются:детская комната,
кухня, гостиная и ванная комната. А так же детская площадка для подвижных игр.
В процессе игры ребенок сам создает
сюжет игры, в основе которой лежит его личный опыт. Очень часто сюжетом
становятся знания детей, полученные на занятиях по развитию речи и чтению
художественной литературы. Дети в начале игры придумывают сценарий к своему
«спектаклю», выбирают персонажа и распределяют между собой роли или сами
исполняют за них роль, четко проговаривая сюжет. В процессе игры
совершенствуются навыки коммуникации.
Румбокс «На дне морском».
Вместе с героями этого румбокса мы подгружаемся на морское дно и исследуем
морских обитателей, изучаем их строение, питание и особенности
поведения, учимся рассказывать по алгоритму:
1. Кто
это?
2. Части
тела?
3. Чем
покрыто тело?
4. Место
обитания?
5. Чем
питается?
6. Какую
пользу приносит или вред людям?
7. В
каких сказках встречаются?
Румбокс «Русская изба»
К приобщению к обычаям и культуре
наших предков помогает румбокс «Русская изба».
Здесь дети погружаются в атмосферу
старины, сочиняют и разыгрывают различные сказки. Инсценируют уже
знакомые русские народные сказки «Репка», «Колобок»,
«Девочка-Снегурочка» и др.
С детьми разучиваем пословицы и
поговорки, чистоговорки, скороговорки,
у детей развиваются память,
внимание, мышление, четкая дикция, формируется связная речь.
Румбокс «Волшебная юрта»
Погрузиться к этнокультурному наследию
поможет румбокс «Волшебная юрта».
Через разучивание песен, бурятских
сказок ребенок получает первые впечатления о культуре своего народа.
Знакомится с устным народным творчеством, бурятскими играми, традициями и
обычаями.
Румбокс «У бабушки в деревне»
В румбоксе « У бабушки в деревне» дети
идут на прогулку в сад и огород, где встречаются с
разнообразием овощей и фруктов.
Здесь с детьми я провожу работу
над пополнением словаря, учимся рассказывать об овощах и фруктах. Также они
учатся согласовывать существительное в роде, числе и падеже, образовывать слова
с уменьшительно ласкательными суффиксами, например: (Яблоко-яблочко),
согласовывать существительные с пространственными предлогами, например, ( Над,
под, с).
Румбокс «Ферма»
Путешествуя по румбоксу
«Ферма» дети познают мир домашних животных и их детенышей.
Знакомятся с внешним видом, отличительными особенностями, повадками,
местами обитания. В процессе игры формируются и активизируются словари:
номинативный Сущ ( Кто это?) предикативный глагол (что делает?) признаков прил
(какой? какая? какие?).Развивается умение узнавать животное по описанию и
отвечать на вопросы полными предложениями.
Результативность применения румбокса:
В результате применения румбокса на
занятиях по развитию речи,
воспитанники проявляют высокий
познавательный интерес, повышается мотивация к игре, устраняются эмоциональные
блоки, развивается умение взаимодействовать друг с другом в процессе
игровой деятельности, совершенствуется диалогическая речь, увеличивается словарный
запас.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2023
Дата обновления: 13.03.2023
Дата публикации: 04.12.2022