25.04.2024
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Наверное, спросите вы?
Ведь столько много существует захватывающих занятий и игр для детей. Зачем
вспоминать игры?
Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими
проблемами сталкивается человек в течении всей своей жизни. Как реализовать
себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема и
для ребенка и для взрослого. Способности и задатки есть у каждого, но
реализуются не у всех. Лишь немногие по какой-то случайности пробуждают их
скрытую мощь подобно Алладину, который, пытаясь почистить старую медную лампу,
вызвал могущественного джина. А ведь лампа могла просто затеряться, как любая
не нужная вещь, а с нею был бы похоронен и ее секрет. К сожалению, со
способностями такое тоже может произойти. Вопрос в том, как пробудить
способности к жизни и как помочь им развиться.
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии в 16 веке,
пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим
возможностям. Оригами – волшебство, чудо и игра.
Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и
средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой
моторики. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях –
неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение,
художественный вкус.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет
на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот
вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и
формирования памяти: дети запоминают термины, приемы складывания,
воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Целями овладения техникой оригами являются:
- развитие самостоятельной творческой деятельности,
- развитие эстетического вкуса.
Занятие оригами интересно детям. В руках ребенка бумага оживает: машет
крыльями журавлик, летит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Как и в
любой игре, главное удовольствие здесь – процесс.
Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из
любого листа бумаги создать законченную игрушку – например птицу или самолет.
Функции оригами:
1. Дисциплинируют
2. Воспитывают усидчивость
3. Способствуют формированию добрых чувств к ближним, ведь оригами
позволяет сделать подарок своими руками.
4. Позволяет проявить способности: конструктивные,
изобразительные, творческие, оформительские, театральные.
В плане подготовки детей к школе работа оригами формирует важные качества
детей:
- умение слушать педагога;
- принимать умственную задачу и находить способ её
решения;
- происходит переориентировка сознания детей с
конечного результата на способы выполнения;
- развивается самоконтроль и самооценка
дошкольника;
- происходит осознание собственных познавательных
процессов.
Происходит всестороннее развитие детей 5-7 лет, их умственных,
познавательных, сенсорных, интеллектуальных творческих способностей, повышение
качества подготовки детей к школе.
В качестве основной формы обучения принято занятие по подгруппам, так как
изготовление поделок способом оригами требует от детей точности движений
пальцев рук при складывании бумаги, а от педагога индивидуальной помощи каждому
ребенку.
Основными задачами оригами являются:
- обучение детей конструированию, овладение детьми
умениями и навыками работы с бумагой при создании объемных поделок в
технике оригами;
- развивать мелкую моторику, творческое
воображение, художественный вкус, воспитывать трудолюбие.
Основными принципами работы с детьми являются:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей
детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
- от простого к сложному;
- наглядность;
- систематичность, последовательность и прочность
усвоения знаний, формирования интереса к занятиям, развитие умственной
активности.
Достоинства оригами в развитии ребенка:
- доступность бумаги как материала, простота ее
обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
- абсолютная безопасность занятий оригами, даже для
самых маленьких детей;
- оригами не требует больших материальных затрат;
- оригами - коллективное творчество.
В работе с детьми дошкольного возраста оригами является отличным средством
развития логического и пространственного мышления, активизации творческих
способностей за счет стимуляции мыслительных процессов. Кроме того, данный вид
творческой деятельности способствует интеллектуальному и эстетическому развитию
дошкольников.
К базовым навыкам освоения детьми техники складывания бумаги можно отнести
следующие:
- осознание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами;
- освоение моделирования через создание изделий
оригами с помощью пооперационных карт и схем.
В наши дни оригами активно развивается во всем мире, обогащаясь новыми
приемами и методами.
В процессе формирования и закрепления представлений у детей о разных
способах работы с бумагой активизируется воображение и фантазия, формируется
умение следовать устным инструкциям педагога. Так же решаются серьезные
математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят
целое на части, получают различные виды: треугольников и
многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются логика,
воображение, дети учатся творить и любить все живое. При выполнении
коллективных работ расширяются коммуникативные способности детей, воспитывается
интерес ко взаимодействию со сверстниками и взрослыми при обыгрывании игровых
ситуаций.
Таким образом, занятия оригами для дошкольников является интересным и
ценным средством развития интегративных качеств
личности, подготовке к обучению в школе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2024
Дата обновления: 25.04.2024
Дата публикации: 25.04.2024