Как развивается фонематическое восприятие у детей?
27.11.2024
Если нарушен или недостаточно сформирован
фонематический слух (фонематическое восприятие), это может помешать овладению
процессами чтения и письма.
Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать
фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается
приблизительно к двум с половиной годам.
Фонематический слух является основой для понимания
смысла сказанного.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И
ВОСПРИЯТИЯ
1. Расширить рамки слухового восприятия.
2. Развивать слуховые функции, направленность
слухового внимания, памяти.
3. Формировать основы слуховой дифференциации,
регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и
речевых звуков.
4. Формировать способности дифференцировать
неречевые и речевые звуки.
5. Формировать фонематическое восприятие для
усвоения звуковой системы языка.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
привлечение внимания к звучащему предмету;
различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
знакомство с характером звучащих предметов;
определение местонахождения и направленности звука,
различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение
голосов;
выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и
неречевым звукам;реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных
звуков;совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.
Без развитого фонематического слуха невозможно
научить ребёнка грамотно писать.
Вы можете использовать такие игры на своих
занятиях:
Игра «Внимательные ушки». Ребёнок с завязанными глазами хлопает на
определённый звук, слог, слово.
Игра «Подними флажок». Используются флажки красного, синего и зелёного
цветов.
Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,
середина, конец слова). Использовать для наглядности паровозик с вагончиками,
строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку,
ребёнок забирает соответственно «свою».
Игра «Кто больше?». Называть картинки с заданным звуком.
Игра «Картинке – своё место». Разложить картинки к своёму вагончику, в
зависимости от места звука в слове.
Игра «Найди свою букву». Картинки раскладываются в зависимости от
первого звука в слове.
Просмотров всего: , сегодня: