Грамматика для дошколят
28.01.2025
В настоящее время в связи с
введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие».
Речь является основанием для развития различных видов детской деятельности:
коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. В этой связи
развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных
проблем в деятельности педагога ДОУ.
Развитие морфологической стороны
речи детей сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского
языка. В русском языке очень сложная система склонений и спряжений,
традиционные формы словоизменения, не фиксировано место ударения в словах,
чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в
основах глагола. Дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности
существительных, понимание и использование пространственных предлогов и
наречий. Причины ошибок грамматического строя у обучающихся дошкольного
возраста: Неблагоприятное влияние окружающей среды. Педагогическая
запущенность. Психофизиологические особенности развития дошкольников —
недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия. Возрастные
несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Сложность
речевой патологии. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с
большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это
объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе
большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более
абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения,
словообразования, типы предложений появляются у обучающихся с OНP, как правило,
в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность
овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном
темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы
языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей
картины речевого развития. По словам Константина Дмитриевича Ушинского,
грамматика – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее
значение. У детей, усваивающих грамматику практически, одновременно формируется
и мышление.
Описание дидактической игры «Волшебный мешочек»
Дидактические
игры на усвоение среднего рода имен существительных «Чудесный мешочек» В мешочек кладутся дидактические и другие
игрушки, например цветные деревянные кольца, шарики, яйца и мисочки. Педагог по
одному вызывает детей. Она предлагает вынуть из мешочка игрушку и назвать ее с
указанием цвета (можно и размера, если в мешочек положить игрушки двух
размеров). Надо иметь в виду, что называть дети должны так: голубое кольцо или
голубой шарик. Если же дети скажут: шарик голубого цвета, то упражнение
потеряет свой смысл, так как прилагательное «голубой» будет каждый раз
согласовано со словом «цвет» (мужского рода), а нужно, чтобы дети согласовывали
прилагательное с названием игрушки. «Опиши картинку» Подбираются предметные
картинки (цветные): дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук,
полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо,
велосипед. Воспитатель раскладывает на столе картинки обратной стороной кверху.
Ребенок по вызову подходит к столу, берет картинку и называет: — Яблоко. —
Какое? — Большое, красное, спелое, сочное, хрустящее. Затем определяет, к какой
категории предметов относится яблоко, т. е. что это: одежда, белье, часть
машины (колесо) и т. д. В начале занятия воспитатель дает указания, что должны
делать или говорить дети, или сам для образца берет картинку и описывает,
называя качество изображенного предмета. Игра на усвоение разных типов окончаний
имен существительных множественного числа в винительном падеже. «Угадай, где я
был (была)»
Игра проводится тогда, когда у
детей накопились сведения о различных представителях животного мира. По вызову
воспитателя дети сообщают, кого они видели (кормили, ловили), а все угадывают,
где это происходило. Например: Я видел слонов и тигров.— В зоопарке. Я видела
белок и ежей.— В лесу. Я видел коров и телят.— В колхозе (на ферме). Я ловил
бабочек и стрекоз.— В парке (на лугу, в саду). Я кормил кур и цыплят.— В колхозе
(на птицеферме). Я видел львов и обезьян.— В зоопарке. Эта игра интересна детям
не столько тем, что в ней надо отгадывать, сколько необходимостью загадывать.
Воспитатель должен объяснить детям, что называть животных нужно во
множественном числе. «В этой игре такое правило: вы должны сказать, что видели
много животных, а не одно». В случае необходимости воспитатель исправляет
высказывания детей и с точки зрения грамматического строя, и по содержанию. В
этой игре встретятся имена существительные множественного числа со всеми типами
окончаний в винительном падеже.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2025
Дата обновления: 28.01.2025
Дата публикации: 28.01.2025