Грамматика для дошколят

28.01.2025

В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития различных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Развитие морфологической стороны речи детей сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка. В русском языке очень сложная система склонений и спряжений, традиционные формы словоизменения, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глагола. Дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий. Причины ошибок грамматического строя у обучающихся дошкольного возраста: Неблагоприятное влияние окружающей среды. Педагогическая запущенность. Психофизиологические особенности развития дошкольников — недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Сложность речевой патологии. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у обучающихся с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. По словам Константина Дмитриевича Ушинского, грамматика – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику практически, одновременно формируется и мышление.

Описание дидактической игры «Волшебный мешочек»

Дидактические игры на усвоение среднего рода имен существительных «Чудесный мешочек» В мешочек кладутся дидактические и другие игрушки, например цветные деревянные кольца, шарики, яйца и мисочки. Педагог по одному вызывает детей. Она предлагает вынуть из мешочка игрушку и назвать ее с указанием цвета (можно и размера, если в мешочек положить игрушки двух размеров). Надо иметь в виду, что называть дети должны так: голубое кольцо или голубой шарик. Если же дети скажут: шарик голубого цвета, то упражнение потеряет свой смысл, так как прилагательное «голубой» будет каждый раз согласовано со словом «цвет» (мужского рода), а нужно, чтобы дети согласовывали прилагательное с названием игрушки. «Опиши картинку» Подбираются предметные картинки (цветные): дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед. Воспитатель раскладывает на столе картинки обратной стороной кверху. Ребенок по вызову подходит к столу, берет картинку и называет: — Яблоко. — Какое? — Большое, красное, спелое, сочное, хрустящее. Затем определяет, к какой категории предметов относится яблоко, т. е. что это: одежда, белье, часть машины (колесо) и т. д. В начале занятия воспитатель дает указания, что должны делать или говорить дети, или сам для образца берет картинку и описывает, называя качество изображенного предмета. Игра на усвоение разных типов окончаний имен существительных множественного числа в винительном падеже. «Угадай, где я был (была)»

Игра проводится тогда, когда у детей накопились сведения о различных представителях животного мира. По вызову воспитателя дети сообщают, кого они видели (кормили, ловили), а все угадывают, где это происходило. Например: Я видел слонов и тигров.— В зоопарке. Я видела белок и ежей.— В лесу. Я видел коров и телят.— В колхозе (на ферме). Я ловил бабочек и стрекоз.— В парке (на лугу, в саду). Я кормил кур и цыплят.— В колхозе (на птицеферме). Я видел львов и обезьян.— В зоопарке. Эта игра интересна детям не столько тем, что в ней надо отгадывать, сколько необходимостью загадывать. Воспитатель должен объяснить детям, что называть животных нужно во множественном числе. «В этой игре такое правило: вы должны сказать, что видели много животных, а не одно». В случае необходимости воспитатель исправляет высказывания детей и с точки зрения грамматического строя, и по содержанию. В этой игре встретятся имена существительные множественного числа со всеми типами окончаний в винительном падеже.


Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.01.2025

Дата обновления: 28.01.2025

Дата публикации: 28.01.2025

Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».