Утренняя гимнастика. Как превратить утреннюю зарядку в познавательное занятие изучения бурятского зыка.
22.12.2020
Здоровый ребенок нуждается в активном движении и с утра
охотно готов делать утреннюю зарядку, особенно, если скучные упражнения
превратить в игру или в интересный познавательный процесс. В нашей группе мы
делаем утреннюю гимнастику на бурятском языке, благодаря чему дети быстро и
легко запоминают слова, выражения, счет.
Начинаем зарядку с разминки пальчиков, повторяя названия их
на бурятском языке: «Барбаадай, батан туулай, тоохон тобшо, толи байса,
бишиихан шэгшуудэй». Разминая руки, считаем
от 1 до 10 и обратно: «Нэгэн, хоер, гурба, дурбэ, таба, зургаа, долоо,
найма, юhэ, арба-арба, юhэ,
найма, долоо, зургаа, таба, дурбэ, гурба, хоер, нэгэ». С руками делаем
упражнения , которые помогут выучить или
повторить слова, обозначающие
направление: вверх-вниз( дээшээ-доошоо), вправо-влево( баруун тээшээ, зун
тээшээ). При наклонах головы или
туловища повторяем слова вперед-назад (урагшаа-гэдэргээ), вправо-влево (баруун
тээшээ-зун тээшээ).
Дети очень любят изображать походки, повадки животных.
Упражнения выполняются с проговариванием незатейливых стишков , приговорок,
чтобы детям легче было запомнить новые для них слова и выражения.
Упражнение «Эрбээхэй»(«Бабочка»). Руки на плечах, движения
локтями вперед-назад, имитирующие полет бабочек. Проговариваем:
«Эрбээхэй ниидэнэ, сэсэгуудые тоолоно. Нэгэ сэсэг,хоер
сэсэг, гурбан сэсэг…»(Бабочка летает, цветочки считает. Один цветок, второй
цветок, третий цветок…»
Упражнение «Yнэгэн»(«Лисичка»). И.п.: на четвереньках. Виляние «хвостом»,
голову поворачиваем поочередно вправо- влево, фиксируя взгляд на «хвосте»:
-Унэгэн, унэгэн, шинии hуул хаанаб?(Лисичка, лисичка, где твой хвост?)
Упражнение «Баабгай»(«Медведь») .Исходное положение: носочки вместе, пятки
врозь, имитируем походку медведя и,
выполняя упражнение , приговариваем:
-Жаахан баабгай хаашаа ябанаб?
-Топ-топ , ябана,
Эжыдээ ошоно.(Куда идет медвежонок? Топ-топ, к маме идет)
Упражнение «Пингвин». И. п. : пятки
вместе, носочки врозь, идем вразвалочку , как пингвины.
- Топ-топ ,ябана,
Абадаа ошоно.(Куда идет пигвин?
Топ-топ, к папе идет)
Упражнение «Шандаган»(«Зайчик») . Дети
стараются прыгать мягко и бесшумно.
Приговорки: Шандаган
дэбхэрнэ
топ-топ дэбхэрнэ, оло дахин дэбхэрнэ.(Зайчик прыгает, топ-топ, прыгает
много раз).
Упражнение «Морин»(«Лошадки»).
Ходьба по кругу с поочередным
высоким подниманием ноги в коленях , переходящая в легкий бег :
Цок-цок-цок, цок-цок-цок (ходьба), минии морин оодорно, чууло- hыло, оодорно ( чуло-хыло, скачет моя
лошадка)(бег)
Упражнения сопровождаем счетом от 1 до
10 и обратно. Завершая утреннюю гимнастику, делаем установку на позитив. Мы обычно это делаем так: пальчиками
ловим солнечные лучики (наранай туяа), затем с каждым делимся своими лучиками,
«разбрызгивая» их пальцами, даруя добро, солнце, улыбки, позитив на целый день.
Пусть для вас станет хорошей привычкой
делать зарядку совместно с ребенком, пусть эти занятия будет для вашего ребенка
увлекательными, задорными, познавательными. Будьте здоровы!
PS. Упражнения
разработаны для детей 4-5 лет и для детей, только начинающих изучение
бурятского языка.
При желании все эти упражнения можно
выполнить и на английском языке.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.12.2020
Дата обновления: 27.12.2020
Дата публикации: 22.12.2020