О заикании детей дошкольного возраста

17.03.2020

Как проявляется заикание?

 

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 – 5 лет), когда ребёнок начинает говорить целыми фразами. Ребёнок не всегда сразу начинает заикаться. Обычно родители некоторое время замечают, что их ребёнок стал странно говорить; по нескольку раз повторяет первые звуки или первоначальные слоги слов, например: «и – и – и –игрушка», я – я –я – яблочко, а – а –а – автобус, мам – мА –ма мамочка или делает внезапную остановку в начале или в середине слова и фразы: «п –ойдём г – улять».

   

Дыхание у ребёнка становится коротким, неровным, прерывистым, в связи с чем ему трудно говорить. Не только речь, но и движения у таких детей часто бывают скованными, напряжёнными. В большинстве случаев родители, обратив внимание на странную речь ребёнка успокаивают себя тем, что он не может ещё сразу найти слова, которые хочет сказать, или просто шалит. Постепенно речь ребёнка ухудшается: всё чаще в словах появляются повторения слогов или внезапные остановки. Заикающие дети иногда сопровождают речь  рядом непроизвольных движений: подёргиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, напряжённым раскрытием рта, прищёлкиванием языком, наклонением головы, покачиванием туловища, движением рук, ног и т.п.

 

Как влияет заикание на поведение ребёнка

   

Заикающий ребёнок обычно сам чувствует неправильность своей речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шёпотом. Ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами. Заикание резко меняет поведение ребёнка. Он становится раздражительным, капризным, озлобленным, застенчивым, пугливым. Не имея возможности свободно говорить, ребёнок сторонится детей. Предпочитает одиночество. Часто дети, обратив внимание на заикание ребёнка, передразнивают его, смеются над ним. В связи с этим ребёнок всё более осознаёт свой недостаток, что приводит к дальнейшему ухудшению состоянию его речи. С появлением заикания у ребёнка часто нарушается сон, пропадает аппетит. Чем больше заикающийся ребёнок стремится избежать затруднений в речи, тем меньше это ему удаётся, и он тяжело переживает свой недостаток.

                                                 

От чего может возникнуть заикание

   

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесённого испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребёнком, не соблюдают необходимого для ребёнка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова,  фразы, стихи в то время, когда это ребёнку to трудно, так как его речь не полностью сформирована.

       

Ослабление организма ребёнка после перенесённой болезни (особенно после тяжёлых детских болезней – кори, дифтерии, пневмонии и др), также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики могут послужить толчком к возникновению заикания. Иногда заикание у ребёнка является следствием подражания заикающейся речи кого – либо из окружающих.Хочу такой сайт

                 

Можно ли перевоспитать речь заикающегося  ребёнка

  

В случае появления у ребёнка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу – психоневрологу. Он    определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребёнка, направит его к педагогу – логопеду, который окажет ребёнку практическую помощь или даст советы родителям, как можно помочь ему в условиях семьи. Нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание на неправильность его речи, говорили о том, что он заикается. С ребёнком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребёнок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

      

Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребёнок максимальное время проводил на воздухе, не находился в шумном помещении.  В семье, где находится заикающийся ребёнок, следует установить режим молчания. Члены семьи должны  следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся  ребёнок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

      

Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребёнка от напряжения, сделать её свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье  режима молчания, следует ежедневно в течение 20 – 30 минут проводить с ребёнком специальные речевые занятия или «зарядки». При проведении речевых «зарядок» необходимо соблюдать известную последовательность: сначала давать наиболее лёгкие упражнения, а затем постепенно переходить к более сложным. Если родители убеждаются, что речевые навыки стали устойчивые, т.е. ребёнок ими пользуется, то они могут считать,  что в основном достигли цели в воспитании правильной речи ребёнка. Речевые занятия можно постепенно прекратить, но при этом продолжать соблюдать речевой режим в семье (спокойная неторопливая речь).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.03.2020

Дата обновления: 17.03.2020

Дата публикации: 17.03.2020

Наверх

В гостях на фестивале "Сагаалган"

В детском саду "Ёлочка" дети 8 гр. приняли участие в фестивале "Сагаалган". 

Фестиваль прошёл для детей интересно, познавательно, весело. Живая нить традиции связывает нас в этот прекрасный праздник "Сагаалган". Дети участвовали в народных играх, творческих выступлениях. По преемственности традиций дети сделали подарок своими руками и дарили друг другу.  А по завершении фестиваля "Сагаалган" дети отведали бурятские национальные блюда, полакомились  сладостями.   Дети  все получили море удовольствия и позитива.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».