Консультация для родителей
29.10.2022
Подготовка
детей к обучению грамоте в старшей группе детского сада
Научить ребёнка чтению
и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Когда же начинать обучение грамоте? Этот вопрос
неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К
сожалению, в определении оптимального времени для начала обучения.
Почему сначала звуки, а потом буквы?
Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить
звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде
всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Путь дошкольника к грамоте долгий и кропотливый. Поэтому лучше
усваивается через игры в звуки и буквы.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку
нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из
звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Развивать фонематическую сторону речи. Определять
протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами).
Можно вводить термин «слог» и делать графическую
запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение
заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять
первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает
детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень
обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме.
Вводить
термин «гласный звук» и его
обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с
его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими
и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического
материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические
модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и
вполне доступным детям данного возраста.
Формировать графические умения
(готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут
произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо
формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных
предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений
дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т.
п.
Уровень
речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,
вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи
(чтением и письмом).
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из
многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким
речевым
характеристикам, как:
·
развитый речевой слух
·
четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает
правильное проговаривание)
·
знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
·
выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.
Взрослым
необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют
определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и
лингвистического).
Задача
взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.
В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся
достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков,
необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они
учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в
слове (начало, середина, конец).
На этом
этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети
анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка,
зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в
умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок
при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по
звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать
последовательность звуков в слове.
Анализ
артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом
свободно.
Произношение
других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду,
препятствие на пути выдыхаемого воздуха.
Так дети знакомятся с существенными опознавательными
признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных.
Вводятся условные обозначения:
согласный –
синий гласные звуки - красный цвет
Изучение
акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или
согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.
Помимо занятий
в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной
артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.
·
«Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных).
Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка прожужжать как
жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от
ребенка четкой артикуляции звуков.
Можно
использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве
деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)
·
«Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).
Можно искать
на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и
др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).
·
«Поймай звук». Ребенок ловит заданный звук хлопками
в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и
т. Д
·
«Где прячется звук». Предлагайте ребенку
слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало,
середина, конец).
·
«Измени слово». Ребенку
предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы
в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.
·
«Мягкий – твердый». Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с
твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с
твердым – на стол или камень.
·
«Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки
(а, о, у, и)
– арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем
согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
·
Произнести
по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ –
д,о,м.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2022
Дата обновления: 29.10.2022
Дата публикации: 29.10.2022