Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР
13.11.2022
На первом
этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в
некоторых явлениях языка в чисто практическом плане.
Учитывая
наличие сохранного слуха у детей и развитие способностей переноса, из всего
многообразия падежных форм отбирают наиболее употребительные в разговорной
речи.
Формируя
умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из нее предмет и действие,
широко используют демонстрацию действий. Так, отдельным детям предлагаются
задания типа: «Вова, рисуй! Коля, лепи!» Затем при помощи вопросов: «Что делает
Вова? Что делает Коля? Кто рисует? Кто лепит? – составляют простые, а затем
распространенные предложения. Сначала дети повторяют их вслед за логопедом, а
затем произносят самостоятельно.
На
конкретных примерах с использованием различных средств наглядности дети
практически усваивают способы изменения слов в предложении. Их учат
вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
Опыт
показывает, что подведение детей к сравнению и сопоставлению начальной формы слова
с косвенной подготавливает правильное употребление этих форм в устной речи.
Постепенно
закрепляется практическое употребление в речи винительного, дательного,
родительного, творительного и предложного падежей. Развитие у детей способности
вслушиваться в речь, различать, выделять, сравнивать, правильно называть
грамматические формы способствует дальнейшему формированию речи.
В ходе
занятий внимание детей фиксируют на различном расположении предметов в
пространстве (предлоги «в» – «на»). Детям предлагается по очереди положить
ложку на стакан, на коробку, в стакан, в коробку. После уточнения значения
каждого из этих предлогов проводят сравнение сходных предложений с целью
дифференциации предлогов: «Положи карандаш на сумку, в сумку».
После
выполнения задания логопед спрашивает: «Одинаковые или разные действия
выполнили Дима и Вова? Если разные, чем они отличаются». Для упражнения в
самостоятельной ориентации в пространственных отношениях используется следующий
прием. Дети должны подумать и сказать, куда (во что) можно положить карандаш,
куда (на что) можно положить карандаш. При этом, убирая карандаш в разные
места, рассказывают, куда его положили. Заканчивается занятие дидактической
игрой «Что изменилось». На столе располагают разные предметы: стакан, сумка,
ящик, коробка. На стакан, на коробку, на ящик логопед кладет ложку, кубик,
карандаш, а в сумку и коробку убирает краски. Все дети отвечают на вопрос, куда
какие предметы убраны, а затем закрывают глаза. В это время логопед меняет
расположение предметов. Открыв глаза, дети определяют и говорят, что изменилось
в расстановке предметов.
Для
активизации слухового внимания на последующих занятиях применяется и другой
прием – «Найди мою ошибку» . Логопед, описывая различные ситуации, умышленно
пропускает предлог и предлагает детям найти и исправить ошибку. Сначала даются
более простые примеры: «Положи сумку. Положи в сумку». А затем более сложные:
«Миша положи книгу (на) полку. Вова поставил машину (в) гараж. Соринка попала
Дине (в) глаз. Мама положила хлеб (в) корзину».
Некоторые
фразы при этом составляются правильно. Этот прием вызывает большое оживление
детей и желание найти как можно больше «ошибок» в речи логопеда. Аналогично
отрабатываются предлоги «на – под», «в – из», «к от», «с – со» и т. д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2022
Дата обновления: 13.11.2022
Дата публикации: 13.11.2022