Логопедические игры на тему "Зима"
22.12.2023
Игра – это важная часть развития ребенка, потому что именно через игру
формируются навыки, которые незаменимы во взрослой жизни. Занятия и упражнения
в игровой форме способствуют развитию речи, сосредоточенности, логического
мышления, коммуникации и внимания.
Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок
учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры
предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок учится решать их,
находить правильные ответы, при этом игра оказывается идеальной
формой для этого, потому что у ребенка сохраняется интерес к происходящему
именно из-за наличия развлекательного момента.
Ниже представлены игры на тему «Зима» - этот материал будет
полезен не только логопедам, но и воспитателям детских садов и самим родителям.
Они позволяют решить следующие задачи:
·
развитие высших психических функций;
·
развитие слухового внимания и восприятия;
·
развитие пальцевого и артикуляторного праксиса;
·
формирование правильного звукопроизношения;
·
обогащение словарного запаса путем добавления в лексикон слов,
соответствующих данной лексической теме;
·
формирование связной речи;
·
воспитание самостоятельности, улучшение навыков коммуникации.
Логопедические игры по теме «Зима»
Перед проведением логопедических
игр, можно поговорить с детьми о теме занятий («Дети, о чем сегодня пойдет
речь?» - «О зиме!» - «Правильно! А почему я сегодня решила с вами поговорить
именно о зиме?» - дети говорят свои варианты: выпал первый снег, скоро
Новый год, сегодня январь). Можно привести несколько интересных фактов о зиме,
рассказать, что именно происходит в это время года и т.д. Когда беседа
закончена, можно переходить непосредственно к играм.
Игра «Назови ласково»
Цель: формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных с помощью суффиксов.
Снег — снежок
мороз — морозец
ветер — ветерок
лед — ледок
зима — зимушка
метель — метелица
санки — саночки
холод — холодок
дерево — деревце
звезда — звездочка
солнце — солнышко
день — денек
ночь — ночка
Игра «Один – много»
Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа
существительных.
снежинка – снежинки – много снежинок
снег — снегов, много снега
лед — льдов, много льда
звезда —
день —
узор —
ночь —
снеговик —
санки —
буря —
вьюга —
стужа
—
холод —
забава
—
Игра «Сосчитай до 5»
Снеговик, варежка, снежок, пальто
(голосом выделяем окончания у существительных)
Один снежок, два …, три …, четыре …, пять …
Один снеговик, две …, три …, четыре …, пять …
Игра «Скажи наоборот»
Ход игры: логопед задает детям слова, а они должны дать им характеристику.
Примеры:
·
Летом дни жаркие, а зимой …. (холодные).
·
Летом небо светлое, а зимой …. (темное).
·
Летом день длинный, а зимой …. (короткий).
·
Летом солнце яркое, а зимой …. (тусклое).
·
Весной на реке лед тонкий, а зимой …. (толстый).
Игра «Что я загадала?»
Ход игры: педагог загадывает слово, а дети должны его отгадать.
Примеры:
·
Она суровая - ….. (зима).
·
Он белый - ….. (снег).
Игра «Подскажи словечко:
Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом,
образованным от слова «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё летят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На проселки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка,
Эта девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
Игра «Составь предложение по картинке»
Ход игры: на стене висят
несколько сюжетных картинок, дети должны составить предложения, основываясь на
них.
Игра «Назови зимнее слово»
Ход игры: детям дается задание придумать и сказать слова, которые
каким-либо образом связаны с зимой (каток, пальто, лыжи, коньки, снежки, холод,
мороз и т.д.).
Дидактическая игра «До – между – за»
Вопросы:
·
Какой месяц до января? (декабрь)
·
Какой месяц после декабря? (январь)
·
Какой месяц до февраля? (январь)
·
Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)
·
Какой месяц после января? (февраль)
Игра «Какой? Какая?»
Ход игры: педагог задает вопросы по теме «Зима», а дети должны
отвечать.
Вопросы:
·
Зима какая? (холодная,
морозная, снежная и т.д.)
·
Снег
какой? (белый,
пушистый, легкий и т.д.)
·
Лед
какой? (холодный,
прозрачный, твердый и т.д.)
·
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
Это лишь небольшая часть
возможных занятий по лексической теме «Зима». Данные упражнения способствуют
обогащению словаря ребенка, он узнает новые слова, которые связаны с этим
временем года. Помимо этого, происходит автоматизация поставленных звуков через
проговаривание текстов, стихотворений и т.д. Игровая форма позволяет намного
лучше усваивать всю информацию, занятия не становятся скучными, за счет чего
сохраняется интерес детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.12.2023
Дата обновления: 22.12.2023
Дата публикации: 22.12.2023