25.05.2020
Дикция – это четкое произношение звуков,
слов, фраз. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков
влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию
мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отразится на школьных успехах ученика, на качестве
общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи
зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно
поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка.
Родителям важно заметить проблему в дикции
на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает
очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение
умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из
них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут
быть:
-
нарушение произношения звуков;
-
отсутствие некоторых звуков в речи;
-
замена глухих звуков на звонкие;
-
сокращение длинных и сложных слов;
-
перестановка слогов местами;
-
смягчение звуков;
-
замена звуков на сходные по звучанию.
В некоторых случаях плохая дикция
взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого
самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы,
связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для
улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой,
проговариванием скороговорок, потешек, пальчиковой гимнастики, чтение небольших
текстов и их пересказ. Все эти упражнения будут эффективными, если родители их
проводят в игровой форме.
Мы рассмотрим игровые упражнения с
применением скороговорок. Скороговорка – это особый текст, который представляет
собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на
формирование правильного произношения согласных в словах. Начните с выбора
скороговорки, для тренировки определенного звука. Можно взять укороченный
вариант в зависимости от возраста вашего ребенка. Медленно и четко проговорите
скороговорку, объясните ребенку непонятные слова, при повторном произношении
введите образный сюжет. Игровой сюжет предполагает эмоциональное, выразительное
произношение с изменением тембра, темпа речи и силы голоса.
Предлагаю авторский игровой сюжет на
следующую скороговорку «У осы не усы, не усищи, а усики». На лесной полянке,
где распустился голубой колокольчик, жужжали
разные насекомые. Осы, пчелы, шмели собирали нектар. Кузнечик стрекотал
в траве. Бабочки плавно порхали от цветка к цветку. На лепестке колокольчика
сидела компания: божья коровка, майский жук и комар. Божья коровка тихо
сказала: «У осы не усы». А майский жук ответил важно и громко: «Не усищи!».
Комар помолчала немного и тоненьким голоском пропищал: «А усики». Легкий
ветерок раскачивал колокольчик, а наши друзья продолжали сидеть и
разговаривать: «У осы не усы, не усищи, а усики».
Добавьте к игровому сюжету кукольный
театр, и у вас получится полноценный театральный этюд. Играйте с пользой,
играйте весело, играйте с удовольствием.
Л.Б.
Ануфриева, музыкальный руководитель
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.05.2020
Дата обновления: 25.05.2020
Дата публикации: 25.05.2020