КАК РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ У РЕБЕНКА?
27.11.2024
Если нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух (фонематическое восприятие), это может помешать овладению процессами чтения и письма.
Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы
родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается
приблизительно к двум с половиной годам.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
1. Расширить рамки слухового восприятия.
2. Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.
3. Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи,
представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.
4. Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.
5. Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
привлечение внимания к звучащему предмету;
различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
знакомство с характером звучащих предметов;
определение местонахождения и направленности звука,
различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение
голосов;выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и
неречевым звукам; реагирование на громкость звучания, узнавание и
различение гласных звуков;совершение действий в соответствии со звуковыми
сигналами.
Без развитого фонематического слуха невозможно научить ребёнка грамотно писать.
Вы можете использовать такие игры:
Игра «Внимательные ушки». Ребёнок с завязанными глазами хлопает на
определённый звук, слог, слово.
Игра «Подними флажок». Используются флажки красного, синего и
зелёного цветов.
Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове:
начало, середина, конец слова). Использовать для наглядности паровозик с
вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый
показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
Игра «Кто больше?». Называть картинки с заданным звуком.
Игра «Картинке – своё место». Разложить картинки к своёму
вагончику, в зависимости от места звука в слове.
Игра «Найди свою букву». Картинки раскладываются в зависимости от
первого звука в слове.
Дата создания: 27.03.2025
Дата обновления: 27.03.2025
Дата публикации: 27.11.2024