18.11.2021
Вопрос. Моя дочка всегда с удовольствием ходила
в садик, была в восторге от воспитателя. Расстраивалась,
пропускала день или два. А недавно утром проснулась и наотрез
отказалась туда идти. Никак не заставить. Поговорили с воспитателем,
она сказала, что конфликтов не было. Что делать? Почему такое могло
произойти? Что говорить дочке?
Ответ:
В жизни человека, ребёнка или взрослого, ничего
не происходит просто так. Все желания и тревоги имеют свою
причину, даже если она неочевидна или нелогична для других. У ребёнка дошкольного
возраста логика чётко основана на причинно-следственных связях. Именно
поэтому дети могут выдавать забавные для взрослого суждения: «Деревья качают
воздух, и получается ветер» или «Все игрушки должны сидеть на одном
диване, иначе они обидятся». Что делает взрослый, когда слышит такое
умозаключение? Старается постепенно его развеять, объясняет истинную природу
вещей. Так и в этом случае: важно понять причину нежелания ребёнка
идти в сад, чтобы затем с ней работать.
К сожалению, в вопросе не указан возраст
ребёнка и другие обстоятельства, но можно предположить следующие
причины:
1. «Я не нужен» родителям. Ребёнок только
недавно пошёл в сад. Его логика: «Я не вижу маму
и не могу подойти к ней в любой момент — она оставляет
меня с чужими людьми — она меня больше не любит». Отправлять
ребёнка в огромный чужой мир лучше постепенно, первое время забирать
пораньше, давать с собой много привычных домашних вещей, интересоваться,
что он делал в течение дня. Логика меняется: «Мама
не рядом, но она со мной, в образе моей машинки или куклы,
она ждёт меня, я ей нужен».
2. Конфликт в группе. У ребёнка произошёл
конфликт в группе или с воспитателем. Его логика: «Другой мальчик
ударил меня — мне больно — он гадкий — все мальчишки
гадкие» или «Воспитательница сказала, что я сделал что-то
не так, — я не прав — я плохой».
В дошкольном возрасте одно неосторожное слово
распространяется на весь мир, так как ребёнок ещё не умеет отделять
конструктивные замечания от своей личности.
В большинстве случаев «обидчик» даже не заметил,
что случайно задел ребёнка или сказал что-то более резким тоном
Стоит постепенно, через игры, объяснить ему, что все
ошибаются и одна ошибка не влияет сразу на всю жизнь. Новая
логика — «Я испачкал одежду, воспитательница отвела меня
к раковине, но я не плохой, я просто грязный, это
можно решить».
3. Страхи и внешние обстоятельства. Ребёнка
пугают какие-то внешние обстоятельства. Таких причин может быть сколько угодно:
женщина в столовой похожа на Бабу-ягу, по дороге в сад
живет большая страшная собака, девочка из группы дразнит за веснушки.
С возрастом эти причины меняются — трудно предположить, что именно
напугало ребёнка. Логика «Я боюсь, я не справлюсь с этим
миром». Здесь, как и во всех предыдущих ситуациях, важно без
насмешек, в форме игры, победить страх — превратить большую собаку
из дракона в хорошего знакомого пса. Логика «Мир в моих
руках, я им управляю, и мама рядом».
Все эти и многие другие причины, по которым
ребёнок отказывается идти в садик, можно и нужно узнать. Игра даёт
даже маленьким детям огромное поле для воображения. Все новое может сначала
казаться большим и страшным, но с помощью родителей
и добрых намерений к миру всегда можно превратить это в хорошую
сказку.
Еще на что стоит обратить внимание в понимании
причин отказа, — действительно ли конфликта не было? Часто
взрослые, даже воспитатели и педагоги, не замечают конфликтную
ситуацию, обесценивая детские сложности и чувства.
Возможно, она перестала быть любимицей воспитателя, заболела
или поругалась с подругой; возможно, кто-то стал обижать. Отсюда возникает
вопрос: если ребёнок старше пяти лет и уже больше года посещает детский
сад (то есть успел адаптироваться), почему он не расскажет
о причинах отказа своим родителям? Почему не доверяет им?
Может, в семье разлад (многие родители думают, что
дошкольник этого не осознает) или родился ребёнок? Если не получается
достучаться ни воспитателям, ни родителям, стоит обратиться
к детскому психологу. Не зная причины поведения, бессмысленно что-то
объяснять ребёнку. Ему нужна поддержка. Всегда. Он должен чувствовать, что
взрослые его понимают и способны помочь.
Материал подготовлен на основе Интернет-издание «Мел».
специалистом КЦ Шербаковой Л.А
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.06.2020
Дата обновления: 15.12.2021
Дата публикации: 18.11.2021