Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников
25.04.2025
Дети
дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости
правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те
несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Некоторые
недочеты речи взрослых:
✓
торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для
восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
✓
невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;
✓
монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
✓
повышенная громкость голоса (преходящая в крик);
✓
употребление в речи слов-паразитов (это, эт самое, короче);
✓
побуквенное произнесение некоторых слов (что, вместо што);
✓
частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка,
вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
✓
в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.
Голос – важнейший элемент речи.
Взрослый
должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения,
разных режимных моментов. С помощью голоса родитель должен уметь донести до
детей определенные требования и добиться их выполнения.
Дикция –
четкое и ясное произнесение звуков речи.
Дикция
является одним из обязательных элементов культуры речи, поскольку речь
взрослого является образцом для детей. Нечеткая артикуляция приводит к
невнятной речи и затрудняет понимание говорящего, а также дети начинают
подражать неправильной дикции взрослого.
Выразительность – еще один элемент речи. Выразительная
речь наполнена эмоциональным содержанием, это обусловлено спецификой устной
речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.
Для устной
речи очень важным является правильное использование интонационных средств
выразительности:
✓
логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или
словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа);
✓
пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе);
✓
темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени).
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более
полно, закончено.
Следующий компоненты культуры речи –
объемный словарный запас, а также грамотность построения фраз.
Словарь
взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны
произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно чаще
употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки цвета, материал, форму,
величину предметов и др.
Таким образом, общаясь с детьми,
взрослый должен обратить внимание на следующее:
✓
правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи,
то есть иметь хорошую дикцию;
✓
использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;
✓
стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с
учетом содержания высказывания;
✓
в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной
громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых
выражений;
✓
в общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными
словами, сложными оборотами, длинными фразами.
✓
речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.
Так же при
общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:
✓
принимать ребенка таким, каков он есть;
✓
помнить, что каждый человек самобытен; верить в способности воспитанников
✓
стимулировать их творческую активность;
✓
уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
✓
не унижать достоинства ребёнка;
✓
не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
✓
помнить, что любой может ошибаться;
✓
не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться
над суждениями окружающих.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2025
Дата обновления: 25.04.2025
Дата публикации: 25.04.2025