«Звучащие жесты» в музыкальной педагогике

07.10.2020

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучения музыке происходит непосредственно через тело ребенка.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др. Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. И в результате педагог добивается чистоты интонирования, выразительности в пении. Слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые положительно сказываются на разработке детской мимике. Все это вместе взятое позволяет повысить интересы ребенка к занятиям и пробудить его мысли и фантазию.

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

·       хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и д.р.);

·       шлепки (по коленям, по бедрам, по груди, по бокам);

·       притопы (всей стопой, пяткой, носком);

·       щелчки (пальцы в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами. Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально-двигательную зарядку.

         Звучащие жесты в Орф-педагогике принято на определенном этапе «переносить» на музыкальные и шумовые инструменты и предметы (самодельные шейкеры от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчики из-под йогурта с надетой на него канцелярской резинкой и т.д.). Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

         Логическим продолжением игры со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. Чем меньше ребенок, тем проще должен быть инструмент. Этот этап требует времени, т.к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей происходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент. Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов их них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных).Хочу такой сайт

         Играйте ритмы звучащих жестов с детьми на каждом занятии, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.

Русская народная потешка про лису.

Декламируем текст со звучащими жестами, затем накладываем на русскую народную мелодию.

Уж как шла лиса дорожкой - ​Хлопок, шлепок по коленям.
Нашла азбуку в обложке - ​Поочерёдно шлепки по коленям.
Она села на пенёк            - ​Притопы.
И читала весь денёк.​       - Раскрыть ладони – смотреть в «книгу».

Русская народная потешка «Скок-скок-поскок».
Декламируем текст со звучащими жестами, затем накладываем на русскую народную мелодию.

Скок-скок-поскок​ - Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.
Сколочу мосток.​ - Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.
Серебром замощу - ​Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.
Всех ребят пущу.​ - Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

Лягушка.  (Л.В.Виноградов)
Вот лягушка по дорожке - ​Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)
Скачет, вытянувши ножки: - Щелчки ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)
Ква-ква-ква - ​Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши
Ква-ква-ква!​ - Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать  разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.10.2020

Дата обновления: 07.10.2020

Дата публикации: 07.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».