20.10.2021
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности. Данный принцип я реализую в работе с данным пособием через выбор ребёнком материала (упражнений артикуляционной гимнастики, автоматизируемого звука, картинок со звуком, картинки для звукового анализа слова, количества самих заданий, вариантов выполнения заданий и определения сотоварищей в подгруппе. У пособия есть хозяева-гномики-звуковички, которые предлагают разные задания и просят помощи в их выполнении. Пособие актуально тем, что поскольку у детей коррекционных групп наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: низкая способность к запоминанию и воспроизведению вербального материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, требуются методы работы, которые позволяют привлечь детей чем-то необычным, ярким, запоминающимся. Данное пособие соответствует данным требованиям. Пособие представляет собой коробки-кубы, грани которых изготовлены
из плотного фетра, что позволяет крепить картинки на липучках. Пособие является многофункциональным, нужные листы легко крепятся на сторонах куба с помощью липучек или прищепок, которые используются для звукового анализа слов и одновременно для развития мелкой моторики. Можно использовать множество других игр и картинок, которые подбираются таким образом, чтобы автоматизировать нужный звук. Вязаные гномики-звуковички являются героями игр, которые «подсказывают» детям характеристику звука. Гномы-звуковички, связанные из пряжи, олицетворяют звуки. Гласный – гном в красном костюме, твердый согласный - в синем костюме, мягкий согласный - в зеленом костюме. Цель: развитие всех компонентов речи, формирование фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи, поддержка интереса к логопедическим занятиям. Задачи: 1. Развитие фонематического восприятия; 2. Автоматизация звуков «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р», «рь». изолированно, в слогах, словах; 3. Формирование звуко -буквенного анализа и синтеза; 4. Умение определять позицию звука в слове; 5. Развитие слоговой структуры слов; 6. Развитие мелкой моторики; 7. Развитие тактильных ощущений; 8. Активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, памяти, мышления; 9. Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Образовательная область: речевое развитие, обучение грамоте (основная), познавательное развитие (дополнительная). Категория детей: дошкольники с ОВЗ ТНР 5 – 7 лет. Методические рекомендации: Для индивидуальной работы. 1) Развитие фонематического слуха – перед ребенком ставится гном, олицетворяющий нужный звук, у педагога - предметные карточки. Взрослый называет карточку и отдает ее ребенку, если ребенок слышит заданный звук в слове, то он отдает карточку гному, если нет – откладывает ее в сторону. Для подгрупповой работы. 1) Гномы «приносят» в кармане загадки на заданные звуки – темы фронтальных занятий по обучению грамоте. 2) Также используются для дифференциации звуков. Дети по очереди выходят к доске, вытаскивают карточку с предметной картинкой и отдают гному, олицетворяющему нужный звук. Кубы трансформируются в домик для гномиков, который наполнен веселыми буквами, связанными или сшитыми из ткани, что позволяет запомнить образы букв. Возможно пополнять материал, добавлять новые игры и упражнения, меняя их на гранях кубов. Некоторые игры, используемые в данном пособии: -«Артикуляционная гимнастика вместе с Квакой»; -«Дыхательная гимнастика»; -Пальчиковые игры «Пальцеход» (хождение пальцами по пуговицам) с проговариванием четверостиший, цель: развитие мелкой моторики и
кинестетического восприятия; -Игра «Один-много» на автоматизацию звуков «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р», «рь»; - Упражнение «Цветные дорожки», цель: автоматизация звуков в слогах, обучение чтению; - Игра: «Весёлый вагончик», цель: формирование навыка определения позиции звука в слове; - Игра: «Найди картинку с нужным звуком», цель: упражнять в определении первого звука в словах, наличии указанного звука в слове, развитие мелкой моторики. Упражнение: «Составь звуковую схему», цель: совершенствование фонематического анализа; - Игра: «Рассели картинки по этажам», цель: закрепление навыков определения количества слогов в слове; -Упражнение: «Изучение звука и буквы». Найди карточку с изучаемым звуком, найди букву; -Составление простых предложений по предлагаемых картинкам, схемы предложений. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и с подгруппой детей, поскольку имеет несколько рабочих поверхностей. Применяется на логопедических занятиях. Преимущество пособия заключается в сочетании наглядности и практических действий. Основными характеристиками пособия, в соответствии с ФГОС являются: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, вариативность и безопасность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2021
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 20.10.2021