19.03.2020
Всем
известно, что в дошкольном возрасте игра является основным видом
деятельности. Игра создает положительный
эмоциональный подъем и вызывает хорошее самочувствие. Игры бывают разные,
предметные, дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые. Двигательная активность
детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими
игрушками, дидактическими пособиями, в процессе которых
развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно
сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к
изобразительной деятельности.
Развивающие,
дидактические пособия можно изготовить в домашних условиях, главное соблюдать
гигиенические и эстетические требования: безопасность, доступность,
полифункциональность, красочность и яркость. Именно яркие, красивые дидактические игрушки, пособия привлекают
внимание детей, вызывают желание играть с ними.
При создании дидактического пособия «Ученый
осьминог», мы придерживались определенных правил: создать
многофункциональную, креативную, трансформируемую игрушку из безопасного
материала, для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Данное пособие
выполняет много функций, во- первых он активизирует речь детей, умения классифицировать
и обобщать полученные знания, во- вторых, формирует познавательную
инициативу, в- третьих, развивает творческое мышление, сенсорное восприятие и
развитие мелкой моторики рук.
Пособие
изготовлено из безопасных ярких материалов и представляет собою осьминога с
разноцветными (семь цветов радуги) щупальцами с липучками. К липучкам крепятся
карточки на различные лексические темы. У педагогов имеется возможность вести
развивающую деятельность по разным направлениям образовательной программы
детского сада. А у родителей в непринужденной форме в домашних условиях
запоминать с ребенком простые истины: дни недели, времена года, перелетные и
зимующие птицы, дикие и домашние животные. Картинки по лексическим темам
распределены в конвертиках и находятся
в специальном кейсе. Конверты соответствуют цвету щупальца осьминога. Дети так
же запоминают цветовой спектр радуги и счет в пределах 10. Количество тем не
ограниченно. Всегда можно добавить новые.
Для экспериментирования: осьминог выступает в
разных ролях- игрушка- провокатор, кукла-помощник для создания ситуации успеха.
Ученый, создающий проблемную ситуацию и друг в свободной деятельности детей.
Щупальца отстегиваются и могут быть использованы как спортивное оборудование, а
тело осьминога превращается в полянку для отдыха детей.
Немного
пофантазировав, наш Ученый осьминог превращается в мобильное
познавательное пособие Осьминог-лаборатория «Воздух-волшебник», с помощью
которого, дети знакомятся со свойствами воздуха, учатся правильно дышать,
работать над воздушной струей, так необходимой для правильного
звукопроизношения. Осьминог
является крышкой для мобильной тумбочки на колесиках, в которой располагается
мини-лаборатория для изучения свойств воздуха. Такая лаборатория может свободно
перемещаться по комнате и за её пределами. Данное пособие предназначено не только для проведения специальных
опытов и исследований свойств воздуха, а также для развития речевого дыхания
детей, что является основой для постановки звукопроизношения.
Пособие Осьминог
станет для детей учителем, наставником, фокусником-волшебником и просто другом.
Ребенок научится свободно выражать свои мысли и
чувства.
Игра с дидактическим пособием является ценным
средством воспитания умственной активности, она активизирует психические
процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра
помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей
глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс
усвоения знаний.