О пользе развития логического мышления и конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
29.12.2025
Развитие детей дошкольного возраста осуществляется через
игру, поэтому любое занятие в детском саду должно проходить для ребенка
увлекательно, познавательно и продуктивно.
Конструирование является обязательным
компонентом развития базовых творческих способностей ребенка, важнейшим
средством умственного, художественно-эстетического и нравственного воспитания.
Конструктивная деятельность —
практическая работа, направленная на получение определенного, заранее
задуманного реального продукта. Обеспечивая в процессе конструктивной
деятельности всестороннее логико-математическое развитие детей, у дошкольников
формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются
потенциальные возможности. При создании
педагогом в образовательном процессе ситуации успеха, ребята обретают
уверенность в своих силах, стремятся создавать красивое, приходят на помощь
товарищам и происходит сплочение коллектива. Плоскостное конструирование
позволяет не только развивать логическое мышление, но и пространственные
представления. Таким образом, в процессе игры в различные головоломки или
разные виды конструктора, происходит активное развитие
представлений ребенка о таких логических операциях, как классификация,
сериация, закрепление и расширение представлений о величине, геометрических
фигурах. Здесь появляется еще один положительный момент дидактических игр на
плоскостное моделирование — свобода творчества. Ребенок сам придумывает как
можно собрать предмет, какие фигуры ему взять, какие оттенки использовать, это
способствует развитию воображения и мышления. Данные виды заданий являются
отправной точкой в умении строить схемы, планы, чертежи.
Для того, чтобы способствовать развитию
у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд
условий:
– работу с дошколятами следует проводить в системе, включать
элементы конструирования на любых этапах образовательного процесса и в режимных
моментах;
– учитывать индивидуальные и физиологические
особенности детей; творчески и с интересом подходить к организации процесса
обучения;
– привлекать к данному виду деятельности родителей, как в
саду, так и предлагая домашние задания для совместного творчества;
– создавать соответствующую развивающую среду и при
этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим
содержанием.
Работа по развитию логического мышления
у дошкольников показала, что используемые дидактические игры и приёмы помогают
формированию у детей мыслительных операций: находить характерные признаки в
предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать,
классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы,
обобщения. Дети радуются своим результатам, с удовольствием выставляют продукты
своей деятельности на выставку, стремятся выполнять задания более креативно.