Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ "ЦРР-Детский сад №91 "Строитель" г. Улан-Удэ
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) (далее – АОП, Программа)
разработана рабочей группой педагогов ЦРР №91 для обучающихся с тяжелым
нарушением речи в соответствии с основными нормативно – правовыми документами:
-
Федеральный закон Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
года N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
-
Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года N 28 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
-
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или)безвредности для человека
факторов среды обитания",
-
«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования», Министерства Просвещения РФ от 30
июля 2020 г, № 373,
-
Распоряжение Минпросвещения России от
06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность"
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599) (ред. от 01.12.2022 г)
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (с изменениями);
-
Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V «Об образовании в
Республике Бурятия»;
-
Устав МАДОУ
«ЦРР - Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ (утвержден приказом МУ «Комитет
по образованию Администрации г. Улан-Удэ» 27 июля 2016 года №260, зарегистрирован
в Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Бурятия от 03.08.2016г.;
- Образовательная программа
дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ;
-
Программа развития МАДОУ «ЦРР - Детский
сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ на 2021-26 гг.
Программа
отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Содержание
Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела
– целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения
в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной
среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер
взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных
видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие
виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим
работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),
а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и
на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ТНР в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ТНР в
условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей
направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного
возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего
образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся дошкольного
возраста с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей
направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические
условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных
и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
ЦРР №91.
В
Организационном разделе программы представлены условия, в том числе
материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности
организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а
также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации
программы. В части финансовых условий описаны особенности
финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного
возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Объем обязательной части основной образовательной программы
должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной
образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений,
должен составлять не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий,
праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных
особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками
образовательных отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по развивающему
оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической
диагностики развития обучающихся, а также качества реализации основной образовательной
программы ЦРР№91.
Система оценивания качества реализации программы ЦРР №91 направлена в первую очередь на
оценивание созданных условий внутри образовательного процесса.
Программа разрабатывается с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР