Образовательная программа дошкольного образования ЦРР №91
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования ЦРР №91 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25
ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
‒
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
‒
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 999-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒
федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля
2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);
‒
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте
России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒
«Примерная рабочая программа воспитания», разработанная
сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках
государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21)
‒
Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V «Об
образовании в Республике Бурятия»;
- Стратегия развития воспитания в
Республике Бурятия на период до 2025 года (утвержденная распоряжением
Правительства Республики Бурятия от 25.05.2017 №285-р);
- Приказ Министерства образования и
науки Республики Бурятия от 24.03.2022 г.№390 «Об утверждении Положения и
мониторинге показателей региональной системы организации воспитания обучающихся
в Республике Бурятия;
- Приказ Министерства образования и
науки Республики Бурятия от 01.02.2023 г. №143 «Об утверждении Положения о
региональной системе организации воспитания обучающихся в Республике Бурятия;
- Устав МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91
«Строитель» г. Улан-Удэ (утвержден приказом МУ «Комитет по образованию
Администрации г. Улан-Удэ» 27 июля 2016 года №260, зарегистрирован в
Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Бурятия 3 августа 2016 года);
- Программа развития МАДОУ «ЦРР-Детский
сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ на 2021-26 гг.
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и
обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка
дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности
на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и
его родителям (законным
представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и
региона проживания.
Обязательная часть Программы
разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, а также с учетом комплексной
образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под ред. Л. Г. Петерсон и
образовательной программы для детей раннего возраста «Маленькие ладошки» под
ред. Л. С. Русановой и обеспечивают содержание и планируемые результаты не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП ДО.
В части, формируемой
участниками образовательных отношений, представлены выбранные парциальные
программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках, отобранные с учетом приоритетных
направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции
нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:
- модифицированная оздоровительная программа «Расти, малыш, здоровым!»
- парциальная программа «Край родной»
- парциальная программа по работе с одаренными детьми «Школа маленьких магистров»
- Дополнительная программа по образовательной области «Речевое развитие» (обучение бурятскому языку) «Амар мэндэ-э» для детей 5-7 лет
- Дополнительная программа по образовательной области «Речевое развитие» (обучение английскому языку) «Ключ к успеху» для детей 5-7 лет
- парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т.В. Волосовец, В.А.Марковой, С.А.Авериной
- парциальная модульная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» под редакцией Т. В. Волосовец, Ю. В. Карповой, Т. В. Тимофеевой.
- программа развития речи детей 6-7 лет О. С. Ушаковой «Родник»
Объем обязательной части
Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы, в каждом из которых отражаются
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы
к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов,
подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания;
‒ вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов;
‒ особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской
инициативы;
‒ особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы;
‒ организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение
Программы;
‒ обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа
построена на следующих принципах, установленных
ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития;
- построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и
сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних
членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов, а также педагогических работников);
- признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
- учет этнокультурной ситуации
развития детей.